Глина для керамики какая бывает
Перейти к содержимому

Глина для керамики какая бывает

  • автор:

Виды глины

Гончарная глина

Чтобы произвести керамические изделия различного типа и назначения необходимо использовать природные материалы, или как их называют – глинистое сырье. Тип материала подбирается в зависимости от вида будущего изделия – гончарное или фарфоровое, фаянсовое или строительное, либо же отделочное.

На сегодняшний день глинистое сырье – в соответствии с ГОСТом 9169-59 – можно разделит на 4 основные группы:

  • Глины
  • Каолины
  • Сланцевые глины
  • Сухари

Сланцы и сухари, когда соприкасаются с водой, не образуют консистенции теста, потому не применяются в гончарном деле.

Эти 4 группы, в зависимости от ряда свойств и состава, делятся на несколько подгрупп. К примеру, в зависимости от количества глиноземов (окиси алюминия) в прокаленном состоянии:

  • Высокоосновной тип (более 40 %)
  • Основной тип (от 40 до 30 %)
  • Полукислый тип (от 30 до 15 %)
  • Кислый тип (менее 15 %)

По степени огнеупорности:

  • Плавящиеся при температуре 1580 градусов и более, огнеупорные
  • Тугоплавкие, которые плавятся при температуре от 1580 до 1350 градусов
  • Легкоплавкие, которые плавятся при температуре ниже 350 градусов

Учитывая степень пластичности и связуемости:

  • Связующий материал, образующий формуемое тесто, если добавить нормальный песок в консистенции около 50 %
  • Пластичный материал, который образует формуемое тесто с добавкой чистого песка в консистенции от 50 до 20 %
  • Тощий материал, который образует формуемое тесто с добавкой песка менее 20 %
  • Сланцы и сухари, которые и вовсе не могут образовать формуемое тесто

Тем не менее, данная классификация видов глин не может дать полного образа будущего изделии. Также мы можем привести промышленную классификацию глин, которая основывается на оценке этих глин по совокупности ряда признаков. К примеру, это внешний вид изделия, цвет, интервал спекания (плавления), стойкость изделия к резкой смене температуры, а также прочность изделия к ударам. По данным признакам можно определить название глины и ее назначение:

  • фарфоровая глина
  • фаянсовая глина
  • беложгущаяся глина
  • кирпичная и черепичная глина
  • трубочная глина
  • клинкерная глина
  • капсульная глина
  • терракотовая глина

Клинкерная глина получается из массы на основе тугоплавкой и огнеупорной видов глин, а также в сочетании с полевым шпатом. Произведенные из такой массы изделие называют «каменный товар». типичный тонкокаменный товар (высококачественный) это образец английских изделий Дж. Веджвуда, относящиеся к 18 веку. Отличительной особенностью данных изделий являются барельефная декорировка поверхности ваз, бортиков тарелок и так далее, арабесками и мелкими фигурами в одной цветовой гамме на общем фоне изделия, выполненного в другом цвете. К примеру, белого цвета барельеф на зеленом фоне, или же белого цвета барельеф на синем фоне.

В городке Мобеж (Франция) такие изделия появились в 17 веке, Польша и Силезия – 16 век, Германия – средние века. Изделия, произведенные во Франции, разделяют на тонкие и обыкновенные. Но все эти изделия производятся в условиях высокого температурного режима при обжиге – 1230 – 1285 градусов.

  • Примеси в гончарной глине
  • Вспомогательные инструменты гончара

Глина, виды глины

Default-2.jpg

Глина — основа гончарного производства, глинозем -значительная часть химического состава глинообразующих минералов (глинозем — природная окись алюминия. — Ред.). В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Лежащий на поверхности глинозем до смешивания и дальнейшей обработки

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Поэтому разработки породы ведутся не в местах ее образования, а среди различных отложений, слои которых имеют определенную окраску и чистоту. Для каждой работы требуется особая разновидность глины. Ниже предлагается краткая характеристика видов глины и ее специфических свойств по пригодности для гончарного производства.

Добытые из глиняного карьера куски глины

Нарезанные ручным или механическим способом куски глины

Виды глины

Нарезанные куски глины

Глина состоит из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы формируют глинообразующий минерал класса силикатов — каолинит. Его состав: 47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия (АL2О3) и 14 % воды (Н20).

Следует обратить внимание на самые важные качества используемых сортов глины, наиболее распространенными из которых являются: красная глина, белая керамика (майолика), глина из песчаника, глина для производства фарфора и огнеупорная глина (каолин).

Природная красная глина

Природная красная глина Фрагмент штампованного орнамента на красной глинеВ природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина

Шале из белой глины, украшенное колоритным рисунком белая природная глинаЕе месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)

Граненые гончарные изделия перед первым обжигом

Пористая керамическая масса

Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет — от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Декоративное изделие из майолики

Майолика

Майолика — это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические изделия из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

Керамический объектКаменная глина Каменная керамическая масса

Основу этого сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига — цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных изделий из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают изделия из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.

Различные изделия из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С. Дизайн: фарфор ПордамсаГлина для фарфора• Глина для фарфора

Глина для фарфоровых изделий состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига — белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических затрат, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. — Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Различные изделия из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С. Дизайн: фарфор Пордамса

Шамотная глинаГигантская скульптура из грубой керамики из серии «Двери», автор МадолаКрупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. — Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в1300°С.

Цветная глина

Цветная глина — это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

ПигментыМассы с цветным пигментом

Пигменты — это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды — основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния — коричневый и пурпурный, оксид никеля — серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, пони жая температуру плавления глины. При окраске изделий температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа — красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

Долорс Росс. Керамика: техника. Приёмы. Изделия./Пер. с нем. Ю.О. Бем. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

Виды глины для гончарного дела: какую выбрать новичку?

Виды глины для гончарного дела: какую выбрать новичку?

Глина используется в самых разных сферах — строительстве, производстве керамики, косметологии и даже кулинарии. Ее видов великое множество, и поэтому у новичка, выбирающего материал для работы на гончарном круге, сразу возникает вопрос: какой из них лучше взять? Ведь далеко не каждый вид глины подойдет для изготовления гончарных изделий. Сегодня мы подробно рассмотрим разновидности этого материала и выберем те, с которыми будет наиболее комфортно работать начинающим гончарам.

Какая глина нужна для гончарного дела?

В первую очередь она должна обладать следующими качествами:

  • Пластичностью, которая позволяет необожженой глине легко менять форму. При затвердевании такой материал не трескается и долго сохраняет прочность. Пластичность глины напрямую зависит от ее жирности — уровня содержания песка. Чем его меньше, тем более жирным является материал и, следовательно, лучше подходит для гончарного дела.
  • Умеренной клейкостью и вязкостью. Важно, чтобы глина не была слишком густой и при работе с ней не прилипала к рукам.
  • Податливостью и упругостью. Без этих качеств будет трудно что-либо слепить или придать форму материалу.
  • Тяжестью. Из слишком легкого материала не получится изготовить устойчивое изделие, а также сосуд, который не потрескается, если его чем-либо наполнить.
  • Средней огнеупорностью. Это связано с тем, что наиболее огнеупорные сорта глины затвердевают при нагревании очень медленно и для обжига им требуется температура, которую трудно создать и поддерживать в печи гончарной мастерской.
  • Способностью сохранять форму после обжига и не растрескиваться. Перед использованием материал проверяют на наличие этого свойства — слегка обжигают отдельные кусочки, а потом скидывают с небольшой высоты. Если образец не растрескался, значит его можно брать в работу.

Как мы видим, гончарная глина отличается от строительной или косметической тем, что в сыром виде она должна легко менять форму, а после обжига — ее сохранять. За это отвечают минеральные и органические соединения, которые входят в состав материала. Часто от уровня их содержания в глине зависит ее цвет. Для гончарного дела подходит:

  • Красная глина — ее цвет обусловлен содержанием оксида железа, равным от 4% до 10%. Эта порода формируется на дне водоемов и в местах разливов рек. Красная глина крайне пластична и многофункциональна — ее можно использовать как для лепки, так и при работе на гончарном круге. Кроме того, изделия из красной глины отличаются большой прочностью и способны даже пережить своих владельцев — именно из этого материала сделаны многие древнегреческие амфоры, которые можно увидеть в музеях.

  • Белая глина — в отличие от красной, содержит менее 1% оксида железа. В сыром состоянии имеет сероватый цвет, однако после обжига он меняется на белый. Является достаточно распространенным материалом и применяется в том числе для ручной лепки.

  • Синяя и зеленая глина — имеют такой цвет только до обжига. После него изделия из этих материалов становятся красными. Синюю и зеленую глину часто можно встретить в магазинах, где продают товары для творчества. Она хорошо подходит для лепки.

Также в продаже можно увидеть шоколадную и черную глину, однако опытные гончары не рекомендуют с ней работать. Такая глина содержит много органических соединений, из-за которых часто возникает неприятный запах. Желтая глина тоже не очень популярна среди гончаров, но уже из-за своей огнеупорности, так как при обжиге она требует более высоких температур, чем другие материалы.

Существует еще одна классификация видов глины: их делят на природные и керамические массы.

  • Природные, как видно из названия, имеют натуральное происхождение. Их легко добыть в том числе и самостоятельно. Однако эти виды обладают одним важным недостатком — наличием большого количества примесей, которые могут осложнить работу гончара. Очистка глины от лишних примесей потребует определенных навыков, которых часто нет у новичков. Поэтому опытные наставники не рекомендуют им использовать природную глину.
  • Керамические массы — смеси промышленного производства. Создаются на основе глины специально для гончарных работ и фигурной лепки. С такой глиной гораздо легче работать, чем с природной, так как ее состав уже известен заранее и ниже вероятность того, что при изготовлении изделия возникнут неприятные сюрпризы.

Какая глина лучше подойдет для начинающего гончара?

При подготовке к работе следует уделить значительное внимание выбору глины. Если материал окажется неудачным, это вызовет множество неудобств на всех этапах создания изделия. Для новичков особенно важно, чтобы с глиной было легко работать — в таком случае они смогут сосредоточиться на творчестве и не отвлекаться на устранение изъянов материала. Ведь если глина неподатлива, не держит форму и легко трескается, это помешает новичку развивать свои навыки и получать удовольствие. Он может решить, что гончарное дело вызывает только стресс, и так и не откроет для себя увлекательную сторону этого процесса.

Чтобы работа приносила новичку радость и он смог получить начальные навыки создания гончарных изделий, важно выбрать глину, состав и свойства которой заранее известны. Поэтому оптимальным вариантом для начинающих гончаров будут керамические массы. Рассмотрим несколько популярных видов:

  • Красная гончарная масса от завода “Керамика Гжели” — стоит достаточно дешево, ее удобно использовать в работе. Для затвердевания требуется температура 960-980°C. Плюс — красная гончарная масса обладает хорошей пластичностью и легко принимает нужную форму. Минус — изделия из нее могут сохнуть неравномерно, поэтому при сушке их нужно переворачивать, а края и ручки оборачивать полиэтиленом. Изделие также стоит накрыть хлопчатобумажной тканью.
  • Керамические массы PA ECO (белая) и PF EC (красная) — производятся в Испании и, соответственно, стоят уже дороже. Им для обжига требуется более высокая температура — 1050-1080°C. Подходят как для изготовления изделий на гончарном круге, так и для ручной лепки. Обладают хорошей водонепроницаемостью.
  • Керамическая масса Witgert 6 — именно ее часто рекомендуют новичкам для первых шагов в гончарном деле. Пластичность Witgert 6 позволяет изготавливать изделия самой разной формы. С ней удобно работать, однако и у массы Witgert 6 есть минус — из нее не получится создать изделия крупного размера.

Конечно, приобретать именно эти гончарные массы совсем не обязательно. Если их не будет в наличии, можно попробовать подобрать альтернативу. Старшие коллеги всегда готовы проконсультировать новичков и подсказать, какой материал выбрать.

Как правильно хранить глину?

Условия хранения материала зависят от его происхождения. Если вы все же решили работать с природной глиной, а не со специальными керамическими массами, ее нужно держать в темном и прохладном месте. Чтобы глина была готова к работе, ее рекомендуется положить в деревянный ящик, залить водой и дать впитать всю влагу. Если она не впитает воду полностью, разделите материал на части и немного подсушите. Также помещение, где хранится глина, важно периодически проветривать.

Для керамических масс условия хранения будут отличаться. Их чаще всего оборачивают в полиэтиленовую пленку или кладут в целлофановый пакет. Чтобы глина не затвердела, советуют дополнительно сверху надеть на завернутый в пленку кусок еще два пакета или поместить его в картонную коробку. Тогда материал будет медленно терять влагу и останется мягким на достаточно долгое время. Когда влажность в воздухе низкая, рекомендуют класть глину в пакете под ванну, чтобы она не стала твердой слишком быстро.

При правильных условиях хранения гончарная глина сохраняет свои свойства в течение полугода или даже нескольких лет. Важно, чтобы она как можно меньше контактировала с воздухом (идеальной для нее является вакуумная упаковка). Также нужно следить, чтобы глина не высыхала, иначе она станет твердой и для ее подготовки к работе потребуются дополнительные усилия.

Как мы видим, выбор глины требует определенных знаний и серьезного подхода. Иначе в процессе работы могут возникнуть сложности, которые превратят творчество в пытку. Но это не значит, что необходимость правильно подобрать глину обязательно станет серьезным препятствием для новичка. Если вы хотите попробовать себя в гончарном деле, но не знаете, какой материал выбрать, приходите в мастерскую “Крути-Верти”. Тогда о выборе глины думать не придется — наши мастера предоставят вам материал, с которым будет комфортно работать.

Огонь, вода и глина: керамика как особый вид творчества

Огонь, вода и глина: керамика как особый вид творчества

Каждый день человек пользуется предметами, сделанными, согласно мифам и священным текстам, из того же вещества, что он сам: по преданиям, люди были созданы из глины.
Керамика — это обожженная глина с добавлением неорганических веществ и минералов. Из этой статьи можно узнать, какие бывают виды керамики, чем они отличаются. А также ознакомиться с другими интересными фактами.

Разновидности керамики

В быту керамикой называют почти каждое глиняное изделие, покрытое глазурью. Хотя не всю керамику глазурируют. Например, изделия из красной глины часто оставляют без глазури. Такая глина называется «терракота», цветная пористая глина. Применяется в обиходе и декоре, строительстве.

С терракотой связана необычная историческая находка, поразившая весь мир: весной 1974 года китайские крестьяне обнаружили под землей терракотовую армию. Это было глиняное войско из семи тысяч солдат ростом до двух метров, повозок и лошадей, других животных и птиц. Черты лица и прически каждого из стражников отличались. Оружие было настоящим, обработанным так, что не испортилось. В ходе исследований установили, что каждую фигуру обжигали при температуре 1000°С. Благодаря этому фигура становилась именно терракотового цвета. Затем образ каждого воина дополнялся ручной росписью. Терракотовая армия стала культурно-исторической сенсацией. В Китае был создан посвященный ей музей. А созданы глиняные стражи были для того, чтобы охранять в загробной жизни Цинь Шихуанди, первого императора Китая. Правил он с 210 года до нашей эры. Также прославился строительством Великой Китайской стены.
Сейчас из керамики тоже делают масштабные композиции, с эстетической или практической целью.

  • красная глина, о которой мы говорили выше;
  • фарфор;
  • фаянс;
  • шамот.

Изготовление фарфора в Европе традиционно соотносят с восемнадцатым веком. Но этот опыт завершился успехом несколько раньше, под конец века шестнадцатого. Это было во Флоренции, в мастерской, основанной Франческо Первым из знаменитой фамилии Медичи. Поэтому изделия той поры называли «фарфором Медичи». Он был схож с керамикой из Никеи (Турция) и традиционной, китайской, которая была сине-белой расцветки. На обороте флорентийских образцов ставили клеймо в виде купола Брунеллески. Но это производство было достаточно дорогим и завершилось после смерти покровителя. До наших дней дошло только несколько десятков фарфоровых вещиц, сделанных при поддержке знатного сеньора.

Фарфоровое блюдо Медичи

Синий фарфор Медичи

На сегодняшний день изделия из фаянса и фарфора хорошо знакомы каждому из нас. Внешне они похожи, но у них есть отличия. Рассмотрим, какие.

Чем отличаются фаянс и фарфор

Фаянс делают, смешивая каолин с присадками. Каолин представляет собой частицы разрушенного минерала. Затем смесь погружают в воду, добавляя кварцевый песок в нужном количестве. Полученное вещество процеживают и обогащают. Изначально фаянс производили города Фаэнца (Италия) и Файанс (Франция). От этого произошло название керамического материала.

Черепок фаянса — белый, плотный, с мелкими порами. Белая глина (каолин) — основа фаянса. Изделия из него обычно мягкой, обтекаемой формы. Стенки таких сосудов отличаются толщиной и непрозрачностью. Фаянс не пропускает свет, а фарфор — просвечивает.
Также фарфор более устойчив к высоким температурам. Именно из-за разницы температур при обжиге фарфоровые изделия могут называться твердыми, мягкими и костяными. Костяной фарфор имеет в основе костную золу. Это — один из самых дорогих сортов благодаря тонкости и прозрачности.

Черепок фарфора — белого цвета, делается из каолина и различных минералов, таких как полевой шпат и кварцевый песок. Минералы смешивают с каолином и перемалывают в специальных шаровых мельницах. Затем происходит обжиг при температуре от 1200°C до 1350°C. Таким образом шпат становится сплавом, и образуется непористое, натуральное стекло — это и есть стекловидность фарфора.

Как определить, из чего выполнено изделие

Выбирая посуду, стоит изучить ободок на донышке: светло-серый или бежевый укажет на фаянс, белый — на фарфор. Если нужно понять, из чего сделана керамическая статуэтка, тоже смотрят на дно — у фарфорового изделия оно не покрыто глазурью. На это влияет технология обжига: из-за высокой температуры фарфор может прилипнуть к подставке. Чтобы этого не произошло, глазурь убирают. Фарфор, которой вообще не покрыт глазурью, называют бисквитным.

В настоящее время одним из самых оригинальных считается чайный фарфор от дизайнера Рэйчел Боксбойм: мастер делает выкройки и шьёт комплект из грубой материи, кружев. Затем предметы заливаются фарфором. В результате получается необычная посуда с мятой поверхностью и тканевой структурой.

Фарфоровая посуда Рейчел Боксбойм

Скроенный фарфор Рейчел Боксбойм

Шамот

Хотя произведением искусства может стать и то, что, на первый взгляд, ценности не имеет. Пример этому — изделия из шамотной глины. Шамот — это пережженная глина, смолотая в крошку фракцией от 0,2—5мм, которую смешивают с керамической массой для придания прочности или иногда для какого-либо декоративного эффекта. Изделия из шамота выдерживают большие перепады температур. Шамотной плиткой делают облицовку стен и пола. Бывает и шамотный кирпич. Также шамот востребован в садово-парковом искусстве.

Старинные способы обработки керамической посуды

  • лощение;
  • обварка;
  • молочение.

Лощение

Лощеная керамика — это предметы из красной глины. Перед обжигом изделие лощат, то есть обрабатывают поверхность до блеска ложкой или другим металлическим предметом, уплотняя верхний слой. А затем держат в дыму, в печи, которая остывает, — подвергают дымлению. При этом в печь добавляют смолистые дрова: изделия получаются привлекательного черного цвета. Это — чернолощеные керамические изделия.

чернолощеная керамика

Чернолощеная керамика

Обварка

Один из древнейших и простых способов декорирования керамики — обварка. Процесс состоит из двух этапов: утиль (первый обжиг) и окунание. В печь помещают сухие изделия, затем постепенно повышают температуру до 900—1000°C. Пока происходит обжиг, готовится болтушка: из муки с водой, воды с травами, сусла, растительных масел. После окончания обжига нужно подождать, чтобы печь остыла. По достижении 750°C изделие вынимают специальными щипцами с длинными ручками и окунают в болтушку попеременно с разных сторон. Болтушка липнет к керамике, изделие «обваривается» этой смесью, которая постепенно охлаждается. При этом на каждом предмете образуется свой неповторимый рисунок. Двух совершенно одиноаковых изделий в данном случае не будет.

Для спекания следует подержать изделие на воздухе, недолго. И снова опустить в жидкость для обварки. Готовые изделия помещают в посуду с чистой водой, как только они полностью остынут, моют и просушивают.

Технология обваривания керамики

Обварная керамика

Молочение

Молочение — это обжиг молоком. Цвет такого изделия зависит от температуры при обжиге и жирности молока. Керамика может быть зеленоватой, бежевой, коричневой, черной. На первом этапе молочения, после утельного обжига, предмет целиком погружается в молоко. Изделие можно смочить со всех сторон губкой или применить разбрызгиватель. Держат керамику в молоке до двух-трех минут. Если меньше, то после второго обжига покрытие станет прозрачнее. Если передержать, возможно отслоение черепка. Пропитанное молоком изделие просушивают, не прикасаясь к поверхности, чтобы избежать отпечатков. Затем молочную керамику помещают в холодную печь или духовку, выбирают температуру. Прогревают двадцать минут, выдерживают от двадцати минут до получаса. Изделие должно постепенно остыть. Шкала температур при молочении:
220—250°C — золотистый цвет;
250—300°C — хлебный;
300°C и выше — оттенок темного шоколада.

После молочения черепок обрабатывают ганозисом для защиты и блеска. Так как ганозис — это воск, масла и другие добавки, он наносится на наружную поверхность изделия.
Важно: молоченые изделия моют вручную, мягкими средствами. И тщательно просушивают.

Освойте любой вид керамики

В древности человек считал, что глина вбирает в себя отрицательную энергию. Поэтому в каждой культуре есть множество глиняных предметов — не только хозяйственных, но и выполняющих роль оберега. Керамика состоит из воды и глины. То есть художественная керамика — безопасный для здоровья вид творчества. Занятия керамикой развивают воображение, способствуя внимательности, усидчивости. Гончарное ремесло улучшает мелкую моторику и успокаивает психику человека. Можно сказать, что это — медитативное занятие, в процессе которого можно создать своими руками нечто ценное. Стать керамистом — значит проявить себя, сделать повседневность более яркой и красивой. Осуществить эту цель помогут курсы керамики, которые проводит Русская Академия Ремесел.

Текст написала Екатерина Глущенко для Русской Академии Ремёсел
Благодарим Логачеву Залину за помощь в подготовке материала
На обложке и в анонсе статьи — фото работ выпускников курса «Художественная керамика» Русской Академии Ремёсел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *