Как смазать кулер на процессоре
Перейти к содержимому

Как смазать кулер на процессоре

  • автор:

Как смазать вентилятор (кулер)

Как смазать вентилятор (кулер)

После достаточно продолжительной эксплуатации практически любой вентилятор начинает шуметь или останавливается. Остановка вентилятора может привести к весьма плачевным последствиям, вызвать проблемы в работе компьютера и стабильности системы. Например, остановившийся вентилятор на видеокарте приведет к перегреву графического процессора и при попытке поиграть в «тяжелую» игру компьютер зависнет через очень непродолжительное время. Остановка вентилятора на центральном процессоре может привести к выходу процессора из строя или к частым сбоям в работе системы. Поэтому, как минимум, один раз в год, нужно проводить профилактику системного блока. Профилактика, как правило, сводится к удалению из корпуса скопившейся пыли и проверке работоспособности вентиляторов. Крыльчатка вентилятора должна вращаться очень легко и плавно, во время работы вентилятора не должно быть слышно посторонних звуков, треска. Если вентилятор снять и, держа его в руках, включить, то кроме шума воздушного потока не должно быть других звуков.

Смазываем вентилятор

Если вентилятор остановился или обороты значительно упали, то его необходимо смазать. Это будет намного экономичнее, чем покупка нового вентилятора и займёт несколько минут. Для смазки вентилятора необходимо подготовить ватную палочку, смоченную спиртом, две иголки и масло. В качестве смазки можно использовать как машинное масло, так и густые смазки типа ЛИТОЛ-а или ЦИАТИМ-а. Вентилятор можно смазать и специальной силиконовой смазкой, которая используется для смазки трущихся частей принтеров, приводов и других устройств. Первым делом вентилятор необходимо снять с кулера или корпуса. В качестве примера я снял вентилятор с видеокарты. Он показан на рисунке 1.

Вентилятор

После того, как вентилятор снят, нужно удалить блестящую самоклеющуюся этикетку. Вентилятор со снятой этикеткой показан на рисунке 2.

Вентилятор со снятой этикеткой

В центре вентилятора видна ось крыльчатки, которая зафиксирована пластиковой белой шайбой. Крупнее этот участок показан на рисунке 3.

Ось вентилятора

На белой пластиковой шайбе, фиксирующей ось, виден разрез. В этот разрез нужно вставить иголку, раздвинув две части шайбы. Затем второй иголкой нужно аккуратно приподнимать шайбу, начиная от места разреза. Будьте внимательны, шайба достаточно упруга и может соскочить с оси и потеряться. Вентилятор со снятой шайбой показан на рисунке 4.

Шайба снята

Теперь необходимо вынуть крыльчатку.

Крыльчатка

Если на оси крыльчатки есть какие-то еще шайбы (как на рисунке 5), то их тоже необходимо снять. Затем ватной палочкой, смоченной в спирте, нужно очистить ось крыльчатки и втулку в корпусе вентилятора. Необходимо удалить всю старую смазку. Для очистки внутренней поверхности втулки можно использовать зубочистку или спичку. После того, как все очищено спиртом, на нижнюю часть оси нужно нанести смазку или капнуть масла, а затем установить на место шайбы, если они там были. После этого крыльчатку можно поставить на место и вернуть на место фиксирующую шайбу. После того, как вентилятор собран, прямо на фиксирующую шайбу можно капнуть масла или положить густую смазку.

Вентилятор смазан

Если немного масла попадет на корпус вентилятора, то его надо удалить при помощи ватной палочки или тряпки. Остается приклеить на место этикетку.

Как смазать кулер на процессоре

Со временем многие пользователи замечают, что компьютер начинает сильно гудеть, работать как трактор, вибрировать. Это значит, что смазывающее средство в вентиляторе кулера на процессоре или в любом другом месте системного блока, если таковые имеются, высохло. Если вовремя не исправить проблему, то последующие вибрации, создаваемые крыльчаткой вентилятора, и работа на сухую приведут к поломке устройства.

В этой статье мы рассмотрим как смазать кулер на процессоре. Смазать кулер можно в домашних условиях. Но, чтобы это сделать, необходимо подготовить рабочий стол и компоненты, которые понадобятся при восстановлении бесшумной работы вентилятора.

Как смазать кулер процессора

Если не проводить чистку системного блока регулярно — раз в год или полгода, то внутри него скапливается пыль, шерсть домашних животных. Она набивается внутрь радиаторов ПК, вентиляторов. Устройство работает при повышенных температурах, и тёплому воздуху некуда деться. Высокие температуры вызывают постепенное высыхание смазывающего вещества внутри вентилятора.

Чтобы исправить эту проблему, необходимо подготовить следующие компоненты, которые помогут в профилактике ПК и смазке трущихся частей вентилятора:

  1. Отвёртка. Желательно брать набор отвёрток, особенно если кулер находится внутри ноутбука. Чтобы добраться до вентилятора процессора, потребуется разобрать весь корпус.
  2. Специализированное смазывающее вещество типа CPO 1, CPO 2. Если нет такого и не удаётся купить, можно использовать вазелиновое масло, машинную техническую смазку. Главное, чтобы она не была слишком густой. Запрещается заливать в вентилятор растительное масло. Теперь вы знаете чем смазать кулер в домашних условиях.
  3. Обезжириватель.
  4. Пинцет.
  5. Влажные салфетки.

После того как будут подготовлены инструменты, необходимо приступить к разборке системного блока. Подробно о том, как разобрать компьютерный блок, читайте здесь.

1. Разборка системного блока и снятие кулера

Приведём краткую инструкцию по разборке системного блока:

  1. Отключите системный блок от сети. Отсоедините провод от блока питания.
  2. Открутите винты, удерживающие боковую крышку.
  3. Снимите крышку и положите системный блок на стол. Если внутри корпуса находится слишком много пыли, возьмите пылесос и продуйте всё внутри системника.
  4. Снимите кулер с материнской платы и освободите стол для дальнейшей работы.

Более подробно о том, как снять кулер с процессора, читайте здесь.

9k=

2. Смазка крыльчатки вентилятора

После того как будет снят радиатор вместе с охлаждающим устройством, вентилятор необходимо отцепить от радиатора. Затем его продувают пылесосом, очищая от пыли. Оставшуюся грязь удаляют с помощью влажных салфеток. Это делается для того, чтобы не занести внутрь крыльчатки пыль, которая может послужить абразивным материалом, и в результате процедура смазки не даст ожидаемого результата.

Важно! В процессе смазки не допускайте попадания масла на контакты электросхемы охлаждающего устройства. В противном случае вы вызовите замыкание и выход из строя вентилятора.

Чтобы выполнить смазку, снимите защитную плёнку вентилятора. В центре вы увидите отверстие, внутри которого расположено стопорное кольцо. В худшем случае это отверстие будет заполнено засохшей смазкой и покрыто пылью.

2Q==

Возьмите спичку и намотайте на её конец ватку, обмакните в растворитель и протрите отверстие. Вытащите стопорное кольцо. Слегка надавите на крыльчатку (не сломайте лопасти вентилятора: делайте это легко) и вытащите её из отверстия.

9k=

Теперь перед вами видны катушки с медным проводом и крыльчатка вентилятора. Если увидите пыль, снова тщательно очистите от неё все детали влажными салфетками. По центру вентилятора располагается отверстие для штока. В него капните две капли масла. Наденьте крыльчатку и подвигайте её вверх-вниз пальцами, чтобы масло лучше разошлось внутри.

Соберите детали охлаждающего устройства в обратной последовательности. Приклейте наклейку обратно на то место, откуда она была снята.

2Q==

Если опасаетесь разбирать вентилятор полностью, можно просто отклеить наклейку и взять шприц. Заполнить его маслом и капнуть каплю внутрь отверстия под наклейкой. Затем нужно будет подвигать вентилятор вверх-вниз. Это делается для лучшего смазывания внутренних элементов вентилятора.

Прокрутите лопасти охлаждающего девайса. Они должны крутиться легко и не издавать никакого шума. Затем прикрепите вентилятор к радиатору, обязательно замените термопасту на процессоре и установите охлаждающее устройство на его родное место.

Если у вас есть вентиляторы на корпусе, то же самое проделайте и с ними. Они могут покрываться пылью и выходить из строя даже быстрее, чем охлаждающий девайс на процессоре. Теперь вы знаете как правильно смазать кулер в компьютере.

Как смазать неразборные кулеры

Давайте ещё разберемся как смазать неразборный кулер процессора. Если вы сняли этикетку, а отверстия не обнаружили, это значит, что перед вами неразборный вентилятор. Чтобы смазать подобного рода устройство, возьмите тонкое сверло. Если его нет под руками, можно использовать шило. Только будьте предельно аккуратны, чтобы не повредить внутренние детали вентилятора.

Просверлите отверстие по центру площадки, на которой находилась наклейка. Во избежание излишнего риска, лучше всё же проделать отверстие вручную. Тонкий пластик легко поддастся нажиму на сверло силой рук. Введите в сделанное отверстие каплю смазки.

Надавите и отпустите крыльчатку. Повторите так несколько раз. Прокрутите лопасти вентилятора. Если они крутятся легко и тихо, значит, вы отлично справились с задачей.

К сведению! Бывают вентиляторы с магнитным подшипником, работающие на принципе магнитной левитации. Они не смазываются. Поэтому при выходе из строя такого вентилятора, установленного на процессоре, сразу выкидывайте его и покупайте новый.

При вскрытии вентилятора подвигайте втулку и подшипник. Если вы чувствуете люфт, то такое устройство уже не спасти. Присмотритесь к валу. Если он имеет видимые невооружённым глазом износы, глубокие выемки, то рекомендуется приобрести новый вентилятор.

Выводы

Вот так, без обращения к специалистам, можно самостоятельно смазать кулер в компьютере маслом. Демонтаж и монтаж вентилятора дело несложное, не требующее специальных навыков и глубоких познаний в электротехнике и сфере информационных технологий.

Как разобрать и смазать кулер
процессора, видеокарты и блока питания компьютера

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Фотография кулера процессора

Смазывать подшипники кулера можно машинным маслом. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Тюбик с графитной смазкой

Смазывая подшипники кулеров разными смазочными материалами, я пришел к выводу, что лучшей смазкой для подшипников скольжения кулеров компьютеров является графитная смазка заводского или самостоятельного приготовления. Графитная смазка является универсальной, хорошо подходит для смазки замков, петель окон, дверей и любых других двигающихся металлических пар, в том числе и для автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора».

Отклейка этикетки с кулера

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

Снятие резиновой пробки с кулера

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Пластиковая шайба кулера

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлечение шайбы с оси крыльчатки кулера

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Разобранный кулер для смазки

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графитная смазка

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий

Николай 31.05.2022

Добрый день!
Прочитал Вашу статью «Смазка кулера» из раздела сайта «Компьютер -> Ремонт компьютера».
Там описывается способ смазки с выниманием крыльчатки и полным доступом к подшипнику.
Подскажите, пожалуйста, можно ли смазывать кулер путём вкапывания смазочного масла в отверстие, без снятия шайбы? И может ли таким способом масло попасть в статор кулера?
Перед тем, как найти Вашу статью, наткнулся в интернете на несколько других руководств, где не вынимают шайбу, и сделал также. Не опасно ли это статора?

Александр

Здравствуйте, Николай.
Можно смазать кулер и не снимая шайбы, просто капнув каплю масла в зазор подшипника и двигать крыльчатку рукой с вращением вдоль оси, чтобы масло проникло в подшипник.
Но такой способ не обеспечит длительную бесшумную работу кулера, так как обычно в подшипнике скольжения накапливается грязь и нет зазора для масла. Поэтому лучше все же смазывать графитной смазкой разобранный кулер.
На статор кулера при смазке без разборки масло не попадет, но даже если окунуть статор в машинное масло, то от этого ему вреда не будет, так как масло не проводит электрический ток. Его даже на электроподстанциях заливают в трансформаторы для охлаждения. Правда там его предварительно обезвоживают. Так что по этому поводу можно не беспокоиться.

Как смазать кулер в ноутбуке?

Ноутбук эксплуатируется в самых различных условиях, а система вентиляции постепенно засоряется. Именно износ вентилятора и его засорение является самой популярной причиной разборки портативного компьютера.

Проявлением засорения вентиляции являются:

  • постоянная работа кулера;
  • треск, скрипы и шумы вентилятора;
  • сильный нагрев нижней поверхности клавиатуры;
  • зависания и самопроизвольные выключения.

Если вовремя не смазать кулер, то в скором времени можно ожидать перегрева процессора или видеокарты. Замена этих узлов является дорогостоящей и проблематичной.

Как смазать охлаждающий вентилятор?

Если в системе вентиляции используется неразборный кулер, то нужно отодвинуть крыльчатку от основы и капнуть одну каплю масла. Масло не проводит ток, но все равно не стоит заливать его много. Капнув одну каплю, нужно включить кулер, дать ему поработать, а затем через 5 минут капнуть еще одну каплю. Этого количества будет вполне достаточно.

Если вентилятор разбирается, то сначала нужно продуть его от пыли. Далее снимается наклейка по центру, под которой находится резиновая пробка. Сняв пробку, нужно ввести в отверстие со шприца 1-2 капли, не разбрызгивая масло.

Все работы по смазке вентилятора проводятся при снятом кулере. Перед установкой детали на место необходимо нанести термопасту на поверхность, которая упирается в процессор.

Выбор масла

Важно не только правильно провести смазку подшипника, но и знать, каким маслом пользоваться. Лучше всего воспользоваться силиконовой смазкой. Выбор таких смазок достаточно широкий. Они отличаются консистенцией, но практика показывает, что пользоваться лучше средством такой густоты, которая чуть мягче вазелина.

Чем сильнее консистенция отличается от этого показателя (густоты вазелина), тем ее характеристики хуже. Если средство будет слишком густым, то двигатель кулера может даже не запуститься, особенно после длительного простоя. Густые смазки не подходят для подобных задач, так как просто будут выдавлены с подшипника. Если же смазка будет слишком жидкой, то она просто разлетится.

В ходе эксплуатации ноутбука кулер разгоняется до 5000 оборотов в минуту. При такой скорости механизм постепенно изнашивается. Своевременная смазка продлевает срок эксплуатации подшипника. При этом не стоит сильно заливать его маслом, 1-3 капли обычно достаточно.

Для смазки используется специальное сервисное или машинное масло для высокооборотных механизмов. Такие средства обладают клейким свойством, позволяющим удержаться на детали и не разлететься.

Для смазки подойдут любые синтетические и минеральные масла. Несколько капель можно попросить у друга-автомобилиста. Неплохо подходят в этих целях средства для ухода за машинками для стрижки или электробритвами.

Скрипы и шумы в вентиляторах возникают от износа механизма. Поэтому после нескольких смазок кулер придется менять. Уже после нескольких смазываний подшипника кулер необходимо заменить, так как его механизм отрабатывает свой ресурс. Лучше вовремя поменять вентилятор, чем сдавать ноутбук в сервисный центр для ремонта в случае более дорогостоящих поломок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *