Как наносить лак на дерево без пузырьков
Перейти к содержимому

Как наносить лак на дерево без пузырьков

  • автор:

Как покрыть деревянную поверхность лаком, чтобы не было пузырей

Добрый день. Появляются пузырьки на поверхности. Лак трёхкомпонентный, покрываем пол. Инструмент велюровый валик. Пробовали кистью, пузырей нет, пол блестит лучше. Лак глянцевый PTL 500. Отвердитель и разбавитель из серии этого лака. Валик используем для лаков. Посоветуйте, чем лучше красить и чтобы не было пузырьков. Краскопультом?

Ответ эксперта

Добрый день, Альберт!

Возникающие на окрашиваемой деревянной поверхности мелкие пузырьки говорят о том, что лак при нанесении вспенивается — этим нередко грешат многокомпонентные декоративные составы. При этом дефектные места часто становятся настолько шершавыми и неприглядными, что требуют повторного нанесения лакового покрытия после шлифовки.

Есть несколько причин возникновения подобной неприятности:

  1. Лак был приготовлен с нарушением технологии. Многокомпонентные полиуретановые составы требуют смешивания в пропорциях и с условиями, указанными производителем. Следует обязательно смотреть на дату изготовления и срок годности — при нарушении условий хранения декоративное покрытие теряет свои качества.
  2. Выбранный вами лак PTL500 относится к тиксотропным, то есть тем, которые в состоянии покоя загустевают, а при перемешивании вновь приобретают отличную текучесть. Оборотной стороной этого процесса становится насыщение смеси воздухом, который при нанесении выделяется в виде мелких пузырьков. Избежать подобного явления можно только в том случае, когда лак наносится при помощи пульверизатора (что, впрочем, как раз и рекомендует производитель) или малярной кистью. В последнем случае появление пузырьков можно легко устранить поступательными движениями. Проще говоря, выбранный Вами способ окрашивания при помощи валика, пусть даже и самого качественного, велюрового, в этом случае не подходит.
  3. Смешивание компонентов во время приготовления тиксотропного глянцевого лака PTL500 приводит к вспениванию смеси. Начинать красить пол сразу же после соединения отвердителя, разбавителя и основы не следует — надо подождать, когда осядет образовавшаяся пена. В противном случае пузырьки, которые её формируют, перейдут на окрашиваемую поверхность.

Для того чтобы избежать появления пузырьков, проверьте, нет ли отклонений в технологии приготовлении красящего состава и обязательно придерживайтесь технологии его нанесения. Устранив все факторы, способствующие вспениванию лака, Вы получите равномерно окрашенный, сверкающий глянцевым блеском пол.

  • Автор: Виктор Каплоухий
  • Распечатать

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ НАНЕСЕНИИ ЛАКА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.

Причины: вещества, содержащиеся в древесине (природные масла), препятствуют твердению лака. Например, лак на основе искусственных масляных смол (уретаналкидный, алкидный) не сохнет на древесине некоторых экзотических пород (оливы, тика, камше); плохо отшлифована поверхность, остатки восковых мастик сохранились в старых напольных покрытиях и препятствуют твердению лакового слоя. Это может случиться, например, при использовании полиуретановых безводных, кислотных, уретаналкидных и алкидных лаков; отвердитель в двухкомпонентный лак добавлен в недостаточном количестве, не размешан или плохо размешан, либо вообще не внесен; слишком низкая температура в помещении (ниже 10 С); температура в помещении достаточно высокая, но поверхность пола холодная; недостаточный доступ свежего воздуха (отсутствие проветривания); неправильный подбор отвердителя, например, вместо кислотного отвердителя в лак добавлен отвердитель для полиуретанового лака.

Способы устранения: если замедление процесса твердения лака связано с содержащимися в древесине веществами или слишком низкой температурой в помещении, то в большинстве случаев достаточно увеличить температуру до 20 С и усилить проветривание. Через некоторое время процесс твердения вновь активизируется и лак засохнет; если был использован несоответствующий отвердитель или он был внесен в недостаточном количестве, то в большинстве случаев приходится сошлифовывать нанесенное покрытие; в некоторых случаях при использовании кислотных лаков положение можно исправить, если на поверхность незастывшего лака нанести кистью чистый кислотный отвердитель. Но после такой операции необходимо заново отполировать лаковый слой.

БЕЛЕСЫЕ НАПЛЫВЫ

Причины: лак наносился в слишком холодном состоянии; температура поверхности пола слишком низкая, влажность воздуха слишком высокая; общая влажность в помещении слишком высокая (бывает в новостройках).

Способы устранения: Белесые наплывы всегда указывают на то, что на свеженанесенном слое лака сконденсировалась влага из воздуха. В большинстве случаев помогает обработка белесых наплывов растворителем. После этого всегда следует проводить повторное покрытие лаком. Перед нанесением следующего слоя необходимо прогреть помещение и особенно важно повысить температуру поверхности пола. Вспучивание лакового слоя.

ОТСЛОЕНИЕ

Причины: несовместимость слоев лака в связи с разным химическим составом. Например, на слой водно-дисперсионного лака нанесен лицевой слой двухкомпонентного полиуретанового лака; неправильный выбор разбавителя; инструмент для нанесения лака пропитан очищающим препаратом и при нанесении лак смешался с этим препаратом или плохо очищен инструмент; недостаточность промежуточного шлифования.

Способы устранения: при вспучивании на небольших участках возможна подшлифовка и нанесение нового слоя; при вспучивании по всей поверхности исправить положение можно только путем полной сошлифовки нанесенного лакового покрытия.

ОБРАЗОВАНИЕ ПУЗЫРЬКОВ

Причины: лак слишком холодный; слой лака слишком толстый; засветка солнечными лучами; неправильный подбор валика или кисти для нанесения лака.

Способы устранения: Пузырьки образуются тогда, когда лаковый слой затвердевает только на поверхности, а внутри остается жидким. Испаряющийся и поднимающийся вверх растворитель не может проникнуть сквозь затвердевшую пленку и скапливается в виде пузырьков. Исправить положение можно только отполировав поверхность пленки и заново нанеся слой лака.

ПОЛОСАТОСТЬ ПОКРЫТИЯ

Причины: слишком высокая температура воздуха в помещении или высокая температура пола; слой наносимого лака слишком толстый; темп работы слишком низкий, покрытые лаком участки успевают высохнуть до покрытия соседнего участка, и между соседними пленками не происходит сцепления; неаккуратность в работе или неправильный подбор инструмента для нанесения лака.

Способы устранения: вязкость всех лаков, а значит их технологические свойства, в т. ч. адгезию, можно несколько улучшить путем добавления разбавителей; при нанесении первого слоя впитывающая составляющая всегда больше, чем при покрытии остальных слоев лака. При нанесении второго и последующих слоев желательно добавлять в лак небольшое количество растворителя, чтобы улучшить адгезию с предыдущей пленкой; в большинстве случаев достаточно изменить ритм работы, чтобы соседние участки покрывались лаком как можно быстрее и не успевали высыхать; чтобы снизить скорость высыхания пленки, помогает уменьшение отопления и снижение интенсивности проветривания.

ОБРАЗОВАНИЕ КРАТЕРОВ

Причины: инструмент для нанесения лака не в порядке; особенно это относится к валикам; неправильный выбор разбавителя; сквозняк; наносимый лак слишком холодный; «силиконовое отравление» поверхности лака.

Способы устранения: В условиях сквозняка на объекте многие паркетные лаки склонны к кратерообразованию, особенно если наносимый лак был переохлажден при складировании и из-за этого стал чрезмерно вязким. Положение можно исправить проведением полной промежуточной полировки лицевого слоя. После этого отполированная пленка шлифуется металлическим шпателем с острыми кромками. После шпатлевания поверхность хорошо просушивается, но подшлифовываться больше не должна; затем наносится новый слой лака.

ШЕРХОВАТОСТЬ

Точное определение понятию «шероховатость» в большинстве случаев дать очень трудно, поскольку параметры шероховатости часто недостаточно известны.

Причины: очень мелкие пузырьки распределены по пленке; на пленку попала пыль; неправильное промежуточное шлифование (полировка) лака; на пленку попали остатки лаковой корочки из емкости для нанесения лака; жировые отпечатки пальцев на инструменте.

Способы устранения: Обнаружить шероховатость пленки в большинстве случаев можно только буквально вооружившись лупой. Большая часть рекламаций, объявляемых как шероховатость, связана с загрязнениями на покрытиях. На объекте необходимо всеми способами поддерживать чистоту рабочего инструмента и емкости с лаком.

МОРЩИНИСТОСТЬ («слоновья кожа»)

Причины: слишком раннее нанесение новых слоев лака; слишком большая толщина слоя наносимого лака; неправильный выбор разбавителя.

Способы устранения: Исправить дефект можно только в случае появления морщинистости на небольших участках покрытия. Если морщинистость распространяется на всю поверхность пола, то нанесенный слой лака необходимо сошлифовать. Особенно склонны к образованию морщин лаки на основе искусственных масляных смол, если их наносить чрезмерно толстым слоем или наносить новый слой, не дав достаточно просохнуть предыдущему.

ГЛЯНЦЕВОСТЬ ИЛИ МАТОВОСТЬ ИМЕЕТ ПЯТНИСТЫЙ ХАРАКТЕР
Причина: наносимый слой очень толстый, матирующие добавки неравномерно оседают в слое лака.
Способ устранения: необходима промежуточная полировка и нанесение нового тонкого слоя лака.

ТРЕЩИНООБРАЗОВАНИЕ

Причины: большая толщина нанесенного слоя, например, в случае кислотно-отверждаемых лаков; в двухкомпонентный лак добавлено слишком много отвердителя.

Способ устранения: Потрескавшийся слой кислотного лака можно только полностью сошлифовать и покрыть поверхность лаком заново.

Водный лак для дерева

Водный лак для дерева

Водный лак для дерева является экологически безопасным средством, применяемым для покрытия деревянных поверхностей. Данный состав представляет собой дисперсную смесь воды, специальных добавок, связующего вещества и небольшого количества растворителя. При условии грамотного использования лак на водной основе обеспечивает надежную защиту древесины и эффектно подчеркивает её природную красоту.

Различные варианты водного лака для дерева

  • Жидкий полимер (акрил, полиуретан)
  • Антисептик
  • Пластификатор
  • Растворитель

Акрил и полиуретан являются связующими добавками. Возможны следующие варианты содержания данных компонентов в лаковом составе:

  • Акрил
  • Полиуретан
  • Акрил + полиуретан

В случае добавки одного вида полимера водный лак считается однокомпонентным, при наличии комбинации из двух полимеров – двухкомпонентным. Каждый полимер придает составу специфические свойства. Полиуретан обеспечивает повышенную устойчивость к механическим нагрузкам и агрессивным химическим воздействиям. Недостатком покрытия с полиуретаном является высокая цена. Водный лак на акриловой основе проигрывает в износостойкости и требует более аккуратного обращения, не выдерживает интенсивного смачивания, но является более щадящим по отношению к древесине, а также отличается приемлемой стоимостью. Для профессионального использования специалисты рекомендуют двухкомпонентный состав, в котором оптимально сочетаются свойства акрила и полиуретана.

В зависимости от процентной доли растворителя водный лак для дерева бывает трех видов:

  • Без растворителя
  • С содержанием растворителя до 5%
  • С содержанием растворителя до 15%

Растворитель выполняет функции пленкообразующего компонента. В процессе высыхания покрытия он образует тонкий поверхностный слой, предохраняющую древесину от воздействий окружающей среды.

лак для дерева на водной основе

Способы нанесения водного лака для дерева

Лак следует наносить аппликатором или валиком. Данный способ позволяет свести к минимуму образование в покрытии пузырьков воздуха. В качестве рабочих инструментов удобнее всего использовать валик с высотой ворса 5-8 мм или аппликатор шириной 300-500 мм с ворсом 5 мм. На этапе окончательной отделки покрытие рекомендуется наносить параллельно короткой стене, что позволит максимально быстро сгладить границы его нанесения.

В процессе работы следует избегать чрезмерного количества лакового состава в углах, неровностях и у стен. В сложных для покрытия участках следует использовать в качестве инструмента аппликатор меньших размеров. Для нанесения тонировочного лака допускается применять распылитель, поскольку распыление позволяет обеспечить более равномерное окрашивание.

Рекомендации по практическому использованию водного лака

Для получения успешного результата важно прислушаться к советам профессионалов. Используйте водный лак для дерева с учетом следующих технологических рекомендаций.

Как подготовить водный лак

При подготовке лака к использованию соблюдайте следующие правила:

  • Хорошо взболтать емкость с содержимым
  • Тонировочный состав перед применением перемешать до достижения однородности цвета по всему объему банки
  • Не смешивать лак с олифой и другими лакокрасочными средствами
  • Разводить водный лак для дерева следует чистой водой, без добавления органических растворителей
  • Акриловое покрытие разводить водой максимум на 10%. В противном случае может произойти поднятие волокон
  • При смешивании составов разных оттенков следует рассчитать количество готового состава таким образом, чтобы его было достаточно для нанесения всего слоя, поскольку при последующем докрашивании возможно получение другого оттенка

Важно! Выбирая водный лак, необходимо учитывать характер и качество покрываемой поверхности. Если на ней присутствуют различного рода неровности, глянцевое покрытие только подчеркнет их, в то время как матовый состав поможет сделать дефекты невидимыми.

лак для дерева подготовка к использованию

Как подготовить поверхность

Перед нанесением лака на новую поверхность выполнить ряд действий:

  1. Проверить совместимость покрытия с поверхностью (на небольшом участке пола под мебелью)
  2. Для обеспечения «зеркального эффекта» перед грунтовкой отшлифовать предварительно смоченную в воде древесину и позволить ей высохнуть
  3. Прогрунтовать поверхность грунтовочной смесью на основе воды либо тонировочной пропиткой, чтобы снизить последующий расход лакового состава и получить ровный грунтовочный слой
  4. Далее перед новым нанесением шлифовать каждый предыдущий слой мелкой шкуркой
  5. В случае если лак используется с целью обновления ранее уже покрытой поверхности, необходимо предварительно прошкурить предыдущий слой покрытия и обезжирить его мыльным составом на водной основе
  6. Не следует наносить лаковый слой на грязную и жирную поверхность. Жир и другие загрязнения необходимо предварительно смыть водным мыльным раствором, после чего дождаться высыхания древесины

Как использовать водный лак

В ходе работы следует соблюдать рекомендации:

  • С целью подтонировать дерево, нанести тонировочную пропитку на основе воды, а поверх неё – бесцветный лак
  • С целью получения однородной по цвету поверхности рекомендуется наносить несколько тонких слоев вместо одного толстого
  • При работе с тонировочным покрытием, чтобы получить эффект глубокого цвета, рекомендуется наносить в качестве нижнего слоя темный состав, а сверху – бесцветный либо светлый
  • Для удаления неровностей и пузырьков воздуха предпоследний слой слегка прошкурить перед нанесением финишного слоя

Важно! Помещение, в котором производится лакировка, следует защитить от сковзняков и прямых солнечных лучей. Температура воздуха должна составлять от 18 до 20°С выше нуля, влажность – не менее 50%. Для обеспечения последнего требования рекомендуется использовать увлажнители воздуха.

Экологичность водного лака по дереву

Водный лак для дерева относится к числу экологически безопасных покрытий. В его составе растворители практически отсутствуют либо содержатся в минимальном количестве. Благодаря этому, в ходе нанесения данного покрытия на поверхность выброс вредных веществ в воздух является незначительным и не представляет опасности для находящихся поблизости людей. Лак почти не имеет запаха, не вызывает аллергических реакций, быстро сохнет, а также имеет ряд других достоинств.

Преимущества использования водного лака по дереву:

  • Экологическая безопасность
  • Гипоаллергенность, отсутствие резкого запаха
  • Пожаробезопасность
  • Простота нанесения
  • Износостойкость
  • Небольшой период высыхания
  • Хорошая адгезия и растекаемость
  • Стойкость к ультрафиолету, бытовой химии и спиртосодержащим продуктам
  • Устойчивость к плесени и грибкам
  • Эстетичность
  • Приемлемая цена

Ввиду многочисленных преимуществ лак снискал себе большую популярность и активно применяется для обработки полов, предметов мебели, окон, дверей и даже музыкальных инструментов. Данный состав является незаменимым при выполнении ремонтных работ любой сложности внутри жилых и офисных помещений.

Как покрывать лаком изделия после декупажа, росписи и других техник.

Когда ты только приобщаешься к миру творчества, сомнения могут вызвать даже не сложные этапы работы. Как покрыть лаком готовое изделие после росписи или декупажа? Подробности процесса лакировки в этой записи.

После того, как кропотливый творческий процесс работы над изделием закончен, его необходимо покрыть лаком, чтобы защитить от истирания, воздействия влаги и других подобных процессов. Кроме того лакировка выравнивает внешний вид работы, приводит цвета акриловых красок к единой степени глянцевости и скрадывает переход между краем декупажной карты и поверхностью.

как наносить лак

У многих людей, недавно открывших для себя мир хобби и творчества, возникают вопросы, как правильно наносить лак, чтобы не испортить изделие на последнем этапе работы. В этой статье мы рассмотрим основные моменты, которые могут поставить новичка в трудную ситуацию.

Чем наносится лак?

Для нанесения лака традиционно используются кисти. Не рекомендуется использовать губку или валик, так как они могут оставить следы на поверхности и сделать покрытие неравномерным. Хотя некоторые мастера с помощью поролонового спонжа специально добиваются определенного декоративного эффекта.

Для-нанесения-лака-используют-широкие-лоские-синтетические-кисти-с-длинным-ворсом.jpg

Лучше всего использовать для лакировки широкие плоские синтетические кисти с длинным ворсом. Очень важно чтобы выбранная кисть была чистой!

Выбирайте плоские кисти с мягким синтетическим ворсом. Жёсткая синтетика или щетина оставит полосы лака на поверхности, а мягкая белка или колонок оставят неравномерный слой и быстро выйдут из строя. Синтетика же, в отличии от других материалов, достаточно упругая для равномерного нанесения слоя лака и при этом не оставляет «полосатости». Кроме этого, рекомендуем для лакировки завести отдельные кисти, которые не будут использоваться для окрашивания. Ширина кистей зависит от размеров лакируемой поверхности, но, обычно, они больше, чем кисти для красок.

Какой лак выбрать?

Для начала определитесь, матовую или глянцевую поверхность вы хотите получить в итоге. Глянцевый лак сделает цвета красок ярче, но будет бликовать на свету. Матовый лак приглушит цвета. Если не можете определиться наверняка, можно выбрать полуматовый лак, который занимает промежуточное состояние между вышеперечисленными лаками.

На выбор степени глянцевости лака зависит также и стиль лакируемого изделия. В частности, в декупаже и декоре, существуют стили, исключающие тот или иной вид лака. Так, винтаж, шебби-шик, кантри и другие «состаренные» стили предполагают матовое покрытие, а современные стили (классика, арт-деко, поп-арт) чаще всего покрываются глянцем. К этим рекомендациям стоит прислушаться, однако, если ваша задумка выходит за общепринятые рамки, воплощайте её. В случае, если результат вдруг не устроит, достаточно нанести сверху пару слоев другого лака, чтобы исправить ситуацию.

Лаки матовый, глянцевый и полуматовый

Как нанести лак на поверхность?

Очень важным является способ нанесения лака на поверхность. Золотое правило при лакировке — лучше несколько тонких слоев, чем один толстый. Перед работой отлейте небольшое количество лака в чистую посуду — например, пластиковый стаканчик. Так вы сможете избежать порчи лака в банке (высыхания или случайного перемешивания с недосохшей краской). Окунать кисть в лак следует не больше, чем на половину длины ворса. Первые два-три слоя лака наносим быстрыми короткими движениями, избегая многократного нанесения состава на одно место. Это связано с пористостью поверхности: лак моментально впитывается, как в губку, создавая неровный слой. В дальнейшем, когда лаковая плёнка уже будет на изделии, разравнивайте лак плавными движениям от края к краю.

Благодаря тому, что акриловый лак до высыхания белый, можно видеть, куда он уже нанесен, что делает нанесение более равномерным.

Если акриловый лак загустел и при нанесении остаются полосы, можно слегка разбавить лак водой до консистенции жидкой сметаны.

как наносить лак

Важно знать, что глянцевый акриловый лак по природе своей слегка липнет после высыхания. Чтобы избежать этого, рекомендуется дополнительно покрывать изделие последним слоем специальным финишным лаком, он устранит липкость.

Матовый лак при многократном нанесении скрадывает яркость красок, картинка тускнеет и мутнеет. Поэтому, если нужна матовая поверхность, но количество слоев лака по задумке велико, используйте матовый лак в самом конце, для двух-трёх финишных слоев.

Количество слоёв лака.

Для лучшего эффекта рекомендуется наносить несколько тонких слоёв лака с промежуточной просушкой каждого, нежели один, но толстый слой. Так легче добиться равномерного нанесения.

В классическом декупаже количество слоёв лака порой доходит до умопомрачительных цифр — опытные мастера наносят до ста тонких слоев лака, а иногда и ещё больше. Однако, зачастую такое количество лака не нужно. Так, в работах в стиле прованс или шебби-шик лакировка нужна только для защиты изделия от воздействия окружающей среды, поэтому достаточно пяти-шести слоёв лака.

Многослойная лакировка рекомендуется для вещей, которые часто используются в быту. В таком случае стоит наносить не менее десяти слоев лака, это придает особенную глубину рисунку и создает эффект фабричной лакировки.

Большое количество слоев лака нужно и при использовании различных декоративных техник — имитация фарфора или эмали, 3D декоре и так далее.

3. После высыхания ошкуриваем поверхность мелкой наждачной бумагой.

Повторяем процесс нужное количество раз.

нанесение лака декупаж

Многослойную лакировку широко используют в декупаже. Сперва наносят несколько слоев лака (2-3), сушат, а затем осторожно шкурят наждачной бумагой, но стараясь убрать лак только в местах, где наклеен декупажный мотив, чтобы сгладить общий «рельеф». Затем наносят еще несколько слоев лака и снова ошкуривают-сглаживают выпуклости. И, как обычно, повторяют эти действия до полного выравнивания поверхности.

Важно дожидаться полного высыхания лака. Для этого требуется много времени, ведь каждый слой сохнет от двух до 12 часов (в зависимости от лака, температуры и влажности в помещении). Спешка в лакировке чревата различными проблемами. Недосушенный лак может стать липким, при ошкуривании он может помутнеть или вовсе сойти лоскутами с изделия. Поэтому стоит набраться терпения и проводить лакировку по всем правилам. Многие мастера этап лакировки совмещают с работой над другими изделиями по принципу «нанёс лак и отложил».

Другие виды лака. Кроме акриловых лаков на водной основе существует масса лаков на различных органических и синтетических растворителях. Их используют значительно реже и направленность у них достаточно узкая. Большинство таких составов значительно дороже и сложнее в использовании, имеют достаточно сильный, часто неприятный, запах, а кисти после их использования возможно отмыть только специальными растворителями. Однако бывают ситуации, в которых без таких лаков не обойтись. Поэтому перед покупкой стоит заранее ознакомиться с технологией работы с такими составами и запастись растворителями для очистки кистей

лакировка росписи

После лакирования. Не забывайте сразу же очищать кисти после лака (подробнее в записи «Как очистить кисти от лака. Как мыть кисти») и они еще долго будут служить вам!

Удачи вам в творчестве!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *