Как разобрать кассету на заднем колесе велосипеда
Перейти к содержимому

Как разобрать кассету на заднем колесе велосипеда

  • автор:

Как снять кассету с велосипеда: пошаговое руководство

Кассета велосипедная

Кассета – важный компонент велосипеда, ответственный за передачу движения от педалей к заднему колесу. Этот механизм состоит из нескольких звезд разного размера, которые образуют передаточное отношение и позволяют велосипедисту подбирать наиболее комфортную передачу в зависимости от условий дороги и уровня физической подготовки.

Как и любая часть велосипеда, кассета подвержена износу и требует регулярного обслуживания. Именно поэтому снятие кассеты может стать необходимой процедурой для велосипедиста. Некоторые из распространенных причин снятия кассеты включают замену изношенных звезд, проведение чистки и обслуживания передачи, а также установку более подходящей кассеты для различных целей, таких как горный велосипединг или шоссейные гонки.

Подготовка инструментов и места работы

Перед тем как приступить к снятию кассеты, необходимо убедиться, что у вас есть все необходимые инструменты под рукой. Для этой операции вам понадобятся кассетница, цепной ключ, рулетка или линейка и некоторые основные принадлежности для чистки и смазки. Убедитесь, что все инструменты находятся в хорошем состоянии и готовы к использованию. Также не забывайте о выборе подходящего места для работы. Идеальным вариантом будет ровная поверхность, обеспечивающая устойчивую поддержку велосипеда во время процесса. Хорошее освещение также играет важную роль, позволяя вам лучше видеть детали и избежать возможных ошибок. Следуя этим рекомендациям, вы готовы к выполнению следующего шага – отсоединению заднего колеса для доступа к кассете

Отсоединение заднего колеса

  • Отцепите задний тормоз (если есть): В случае, если ваш велосипед оснащен задним тормозом, убедитесь, что он отцеплен перед тем, как приступить к снятию колеса. Это можно сделать, нажав на рычаги тормоза и аккуратно вынув тросик или разъемы, которые связывают тормозные колодки с рукоятками тормозов.
  • Ослабьте быстроотсъемное крепление или гаечные втулки: Большинство современных велосипедов используют быстроотсъемные крепления для крепления заднего колеса к раме. Если у вашего велосипеда такая система, откройте защелку быстроотсъемника, чтобы ослабить его хват и раздвинуть вилку заднего треугольника. Это позволит легко извлечь заднее колесо из рамы.

Отсоединение заднего колеса

В случае, если ваш велосипед имеет гаечные втулки, возьмите подходящий инструмент (обычно ключ для гаек или шестигранный ключ) и ослабьте гайку, которая крепит заднее колесо к раме. Обратите внимание на то, чтобы не потерять мелкие детали, такие как пружины или шайбы, которые могут сопровождать гаечные втулки.

После того, как быстроотсъемное крепление или гаечные втулки ослаблены, заднее колесо будет легко сниматься с велосипеда, открывая доступ к кассете, которую вы можете демонтировать для обслуживания или замены звезд. Запомните порядок, в котором вы снимаете компоненты, чтобы потом без проблем собрать велосипед обратно.

Отсоединение кассеты от втулки

Когда вы уже успешно сняли заднее колесо, наступает время перейти к следующему этапу — отсоединению кассеты от втулки. Для этого потребуются специальные инструменты и немного внимательности.

Отсоединение кассеты от втулки.png

  • Вставьте специальный кассетник в кассету: Кассетник (также известный как кассетный ключ) — это специальный инструмент, который позволяет надежно удерживать кассету во время откручивания. Убедитесь, что выбранный кассетник подходит под тип кассеты на вашем велосипеде. Обычно велосипеды имеют кассеты с разными типами крепления (например, Shimano или SRAM), поэтому выбор правильного кассетника важен.
  • Проверьте, что кассетник надежно зацепился: Перед тем как начать откручивать кассету, убедитесь, что кассетник правильно зацепился за зубцы кассеты. Это обеспечит надежное удержание и поможет избежать повреждения кассеты или инструмента. Если кассетник не зацепился должным образом, переставьте его, чтобы найти правильное положение.
  • Поворачивайте кассетник против часовой стрелки: Как только кассетник надежно удерживает кассету, начинайте поворачивать его против часовой стрелки. Важно помнить, что кассета крепится на втулке резьбовым соединением, поэтому для откручивания вам потребуется силовое усилие, особенно если кассета долго не снималась или была надежно закреплена.
  • Снимайте кассету аккуратно: Когда вы открутили кассету достаточно, чтобы ее можно было снять руками, продолжайте поворачивать кассетник до тех пор, пока кассета не снимется с втулки полностью. При этом обращайте внимание на мелкие детали и шайбы, которые могут сопровождать кассету — не потеряйте их, чтобы потом легко собрать всё обратно.

Теперь, когда вы успешно отсоединили кассету от втулки, вы можете переходить к очистке и обслуживанию кассеты или замене изношенных звезд для повышения производительности и удлинения срока службы вашего велосипеда.

Очистка кассеты и обслуживание

После успешного снятия кассеты с велосипеда наступает важный этап — очистка и обслуживание этого ключевого компонента передней трансмиссии. Грамотное обслуживание кассеты поможет поддерживать эффективную передачу движения и продлит ее срок службы.

Чистка кассеты велосипедной

  • Использование растворителя или чистящего средства: Прежде чем проверять состояние звезд кассеты, необходимо удалить грязь, жир и другие загрязнения с поверхности кассеты. Для этого используйте специальный чистящий средство, предназначенное для велосипедных трансмиссий. Также можно воспользоваться растворителем или обычным мыльным раствором. Очистите кассету с помощью мягкой щетки или тряпки, аккуратно удаляя грязь с каждой звезды.
  • Проверка состояния звезд кассеты: После очистки кассеты тщательно осмотрите каждую звезду. Обратите внимание на состояние зубьев — они должны быть ровными, без заметных признаков износа или повреждений. Если вы замечаете затупленные или изношенные зубья, это может негативно повлиять на производительность передачи и требовать замены звезд.
  • Замена изношенных звезд: В случае, если одна или несколько звезд кассеты износились, рекомендуется их заменить. Новые звезды обеспечат более точную и эффективную работу трансмиссии. Приобретите замену совместимую с вашей кассетой и установите их на место старых звезд.

Важно отметить, что регулярное обслуживание кассеты и замена изношенных звезд способствуют более гладкой и эффективной передаче движения, а также предотвращают излишний износ других компонентов трансмиссии.

Установка кассеты обратно на втулку

После тщательной очистки и обслуживания кассеты наступает время вернуть ее на место и закрепить на втулке, чтобы ваш велосипед снова был готов к приятным поездкам.

  • При необходимости добавьте немного смазки на резьбовую часть кассеты: Чтобы обеспечить более легкую установку кассеты и защитить резьбовое соединение от коррозии, рекомендуется нанести небольшое количество специальной велосипедной смазки на резьбовую часть кассеты. Используйте меру и не переборщите, чтобы избежать излишнего скольжения кассеты на втулке.
  • Вставьте кассету на втулку и аккуратно наденьте ее на кассетник: Убедитесь, что кассета правильно ориентирована, чтобы зубцы корректно соответствовали и вошли в звезды цепи. Осторожно поставьте кассету на втулку, убедитесь, что резьбовая часть верно соединилась с втулкой, и она прочно держится на месте.
  • Поворачивайте кассетник по часовой стрелке, чтобы закрепить кассету на втулке: Продолжайте поворачивать кассетник, пока кассета не будет закреплена крепко и надежно. Обычно требуется некоторое усилие, чтобы достичь правильной крепости, но не перекручивайте слишком сильно, чтобы не повредить резьбовое соединение.
  • Проверьте работу передач: После установки кассеты проверьте работу передач, переключая звезды. Убедитесь, что передачи переключаются плавно и без пропусков. Если все функции работают исправно, значит, вы успешно завершили установку кассеты обратно на втулку.

Кассета велосипедная

Закрепление заднего колеса на велосипеде

После успешной установки кассеты на втулку и убедившись, что передачи работают плавно и без проблем, наступает завершающий этап — закрепление заднего колеса на велосипеде.

  • Убедитесь, что кассета правильно установлена и работает плавно: Перед тем как закрепить заднее колесо, проведите финальную проверку кассеты. Переключите передачи и убедитесь, что они функционируют без перекосов, шумов или пропусков. Также убедитесь, что кассета не имеет свободного люфта и надежно закреплена на втулке.
  • Закрепите заднее колесо на велосипеде, затянув быстроотсъемное крепление или гайки втулки: Если ваш велосипед оснащен быстроотсъемным механизмом крепления, вставьте ось колеса в вилку заднего треугольника и закройте защелку, чтобы надежно закрепить колесо на месте. Если у вашего велосипеда гаечные втулки, аккуратно затяните гайки втулки, обращая внимание на правильное положение колеса и равномерное распределение нагрузки.

Регулярное обслуживание кассеты и замена изношенных звезд помогут продлить срок ее службы, уменьшить шумы и повысить качество передачи. Памятуйте, что важно следить за состоянием кассеты и других компонентов трансмиссии, чтобы наслаждаться комфортными и безопасными поездками на своем велосипеде.

Замена кассеты на велосипеде

Опытным велосипедистам хорошо известно, что набор задних звездочек открытой многоскоростной (спортивной) велотрансмисии, так называемая кассета – это фактически расходный узел. Ведь при интенсивном скоростном катании зубья звездочек кассеты изнашиваются достаточно быстро, и примерно через каждые 1000 – 2000 км пробега возникает потребность в ее замене на новую.

замена кассеты на велосипеде

Тогда, а как заменить кассету на велосипеде? Первый, и лучший вариант замены кассеты на велосипеде – это «отвести» свой велобайк в специализированную веломастерскую, где данную операцию выполнят максимально профессионально. Но, к сожалению, хороший профессиональный велосервис в Украине доступен лишь жителям областных центров, максимум, крупных городов. Также многие заядлые велосипедисты и их коллективы практикуют длительные загородные «покатушки», «движи», в течении которых нередки серьезные неисправности велосипедов, в т.ч. и поломки кассеты велотрансмиссии. Поэтому любому «порядочному» вело-любителю просто необходимо обладать знаниями и умениями как снять звезды с заднего колеса своими силами.

Какие понадобятся инструменты?

Чтобы снять велосипедную кассету самостоятельно, необходимо в обязательном порядке иметь в домашней мастерской или в комплекте возимого ЗИП следующий перечень инструментов и приспособлений:

  • велосипедный «хлыст» в виде отрезка велоцепи, закрепленного на рукоятке-рычаге;
  • 12-шлицевой торцевой съёмник (или неразъёмный ключ-съемник) стопорного кольца кассеты;
  • если есть только один торцевой съемник, то еще понадобится гаечный (рожковый, накидной) ключ на 24мм или на 27мм, в зависимости от размера шестигранной гайки на шлицевом съёмнике.

Как снять заднюю звездочку на велосипеде без съемника? Теоретически, с применением молотка, зубила и «кузькиной матери» это, наверное, сделать можно. Но, изучив отзывы по теме «как снять кассету без съемника» на тематических форумах, приходим к выводу, что гораздо дешевле не ломать «с горя» дорогостоящие узлы и детали велотрансмиссии, а заблаговременно приобрести требуемые инструменты и приспособления, постоянно имея их «под рукой». Кстати, недорого заказать и дешево купить требуемые шлицевой съемник велокассеты и вело-хлыст с их быстрой адресной доставкой в Киев, Харьков, Одессу, Днепр, Запорожье, Львов и любой другой населенный пункт Украины можно в нашем интернет магазине «Веломісто».

Порядок снятия кассеты задних звездочек велосипеда

Как снять звезды с заднего колеса? По большому счету, для этой цели следует просто открутить стопорное кольцо кассеты, которое скрепляет воедино все детали механизма. Данное стопорное колечко имеет классическую правостороннюю резьбу, его узнать можно по надписи Lock на его поверхности.

Но хитрость в том, что для отвинчивания этого стопорного колечка обязательно надо иметь специальное приспособление (спец-ключ) — 12 шлицевой съемник. При этом необходимо одновременно удерживать звездочки кассеты от проворачивания на подшипнике. Лучше всего для этой цели подходит специальное «хитрое» устройство – велосипедный «хлыст».

Порядок выполнения демонтажа многозвездной кассеты:

как заменить кассету на велосипеде

  1. Выполнить операции по снятию заднего велосипедного колеса: установить велосипед на руль и седло, колесами вверх; открутить затяжные гайки на колесной оси (или ослабить эксцентриковые крепления); снять цепь со звездочек кассеты; вынуть колесо из дропаутов, положить его на горизонтальную площадку кассетой вверх.
  2. Накинуть отрезок велоцепи хлыста на большую звезду кассеты так, чтобы рукоятка хлыста образовала удобный для захвата рычаг, прикладывающий усилие на кассету в сторону часовой стрелки.
  3. Вставить съемник в шлицы стопорного кольца кассеты.
  4. Захватить шестигранник съемника (24мм или 27мм) гаечным ключом.
  5. Прилагая противоположно-направленные усилия на рукоятку гаечного ключа и на рукоятку хлыста, необходимо добиться проворачивания стопорного кольца по резьбе. Скорее всего, придется приложить значительное усилие, так как стопорное кольцо обычно бывает загрязненным, «прикипевшим», и просто сильно затянутым. Поскольку при откручивании стопорного кольца прикладываются значительные усилия, применения для этой цели разных кустарных приспособлений и неспециализированных универсальных инструментов (отверток, пассатижей, зубила и др.) следует избегать.
  6. Полностью свинтить стопорное кольцо, после чего потянуть вверх кассету и снять ее со шлицов барабана (храпового механизма) колесной втулки. Если кассета собрана на «пауке», она стянется вся вместе, как единый агрегат. Если кассета собрана на штифтах, без «паука», то, скорее всего, каждая звездочка и прокладочная шайба будут сниматься отдельно.

Установка велокассеты на велосипед

  1. Кассету в сборе на «пауке» установить в шлицы барабана колесной втулки. Кассету без «паука» придется набирать позвёздно на барабане, не забывая пролаживать между звездочками шайбы-прокладки.
  2. Наложить на кассету и барабан стопорное кольцо, закрутить его по возможности вручную без дополнительных приспособлений.
  3. Используя хлыст для блокирования самой крупной звезды кассеты, а съемник и гаечный ключ для закручивания стопорного кольца, завинтить его до упора.
  4. Установить заднее колесо в сборе на велобайк, надеть велоцепь на зубчатые колеса (звезды) трансмиссии.

Замена трещотки на велосипеде

Бывает, на некоторых старых спортивных велосипедах все еще установлен узел задних ведомых звездочек предыдущего поколения, так называемая трещотка. Многозвездная трещотка отличается от более современной кассеты тем, что она навинчивается (по правосторонней резьбе) на колесную втулку целиком, всем своим корпусом. А потому при демонтаже трещотки нет необходимости удерживать от проворачивания ее звездочки. Достаточно удержать рукой или иной фиксацией обод колеса, что несравненно легче.

Для демонтажа многозвездной трещотки с заднего колеса также потребуется особый шлицевой съемник. Он похож, но не совместим со съемником кассеты. Ключ-съемник необходимо вставить в соответствующие шлицы на кожухе трещотки, и захватить его шестигранник гаечным ключом. Прикладывая усилие на ключ против часовой стрелки, и удерживая второй рукой обод колеса от проворачивания, необходимо добиться проворачивания корпуса трещотки по резьбе. Как и в случае с кассетой, это может оказаться весьма непросто, скорее всего потребуются довольно значительные усилия.

Опять же, возникает вопрос, а как снять трещотку без ключа (съемника)? Должны снова разочаровать энтузиастов нестандартного подхода, что этот прием скорее всего – не удастся. Во имя сохранения трансмиссии своего велосипеда в целостности, настоятельно рекомендуем приобрести и иметь при себе специализированный шлицевой съемник для велосипедной трещотки. В таком случае операция по ее демонтажу и обратному монтажу будет иметь намного лучшие шансы на успех.

Как разобрать и отремонтировать кассету заднего колеса (трещетку)?

Трещетка — это одна из деталей во втулке заднего колеса велосипеда, имеющего функцию смены скоростей.

Как определить , что пора чинить трещетку? Все очень просто. Когда педали станут часто проворачиваться в холостую — это свидетельствует о том, что , скорее всего, пора менять всю кассету, так как зубья звездочек, видимо, тоже стерлись.

Лучшим способом ремонта в этой ситуации считается замена всей кассеты на новую.

Нужно купить в веломагазине или другом специализированном месте кассету с таким же количеством звездочек (чаще всего их семь), а так же специальное приспособление (ключ) для замены кассеты.

текст при наведении

При ремонте перевернуть велосипед, открутить все гайки на колесе, выпутать из цепи звездочки, снять колесо и положить его на ткань, где будете производить ремонт, чтобы не растерять все нужные детали, в том числе шарики подшипника из втулки.

Со стороны колеса, где находятся звездочки , снять все гайки (саму втулку разбирать не надо!).

Открутить кассету гаечным ключом (разводным или газовым) и на ее место установить новую.

Можно так же разобрать трещетку не снимая с колеса — это в том случае, если для этого нет специального ключа. Но у этого способа ремонта очень короткий срок действия — это , как бы «первая помощь», оказанная велосипеду перед серьезным ремонтом.

Лучше качественно произвести ремонт и замену всех необходимых деталей.

Для большей наглядности момента по разбору трещетки прилагается видео:

Кассеты и трещотки для начинающих

Велосипедная кассета — система задних звёзд для изменения передаточного отношения объединённых в кассету.

Кассета фиксируется на задней втулке колеса. Кассета – расходный материал, со временем изнашивается, что требует ее периодического обслуживания – замены цепи, отдельных звезд или узла в целом.

Кассета — это звезды (все или отдельные, в зависимости от конструкции) присоединяются к крепежному элементу, имеющему пазы, а на корпусе втулки есть выступы соответствующей конфигурации (шлицы), что обеспечивает правильную установку кассеты. Храповик спрятан внутрь барабана.

Кассетный барабанный механизм имеет ряд преимуществ:

  • Больше звёзд от 8 до 12 на современных моделях
  • Меньшее сопротивление качению чем у трещотки
  • Меньший вес
  • Легче снять
  • Больший пробег

Трещотка – храповой механизм с резьбовым или шлицевым креплением на втулку, храповик располагается снаружи.

  • Количество звезд колеблится от 5 до 7
  • Большая нагрузка на тонкую ось втулки из-за чего они гнутся
  • Закручивается с большим моментом, это выглядит так: при вращении педалей трещотка каждый раз закручивается на резьбе втулки, все сильнее и сильнее. Порой, открутить потом трещотку практически нереально!

Кассета является более сложным, качественным и функциональным узлом, нежели трещотка. Стоит ли делать выбор в пользу кассеты? Однозначно, да!

Типы кассет

Все кассеты одеваются на шлицы и они взаимозаменяемы. Допустим кассету 8-ск можно поменять на кассету 11-ск, имея необходимый для этого переключатель и манетку, не меняя при этом заднюю втулку. Если смотреть на кассеты в профиль, то мы увидим кассеты почти одинаковые по ширине, хотя количество звезд разное. Для того, чтобы оставить одинаковую ширину кассеты, уменьшают расстояние между звездами.

Звёзды соединены между собой:

  • На штифтах — блок звезд скрепленный штифтами, а звезды разделяются между собой проставками. Такие кассеты устанавливаются на втулки с стальными барабанами или просто на не дорогие велосипеды. Преимуществом будет, что их можно разобрать до нуля, вынув штифты из пазов, но, при этом, их нельзя ставить на лёгкие алюминиевые барабаны, т. к. высокая крутильная нагрузка (особенно больших звезд) повреждает барабан.
  • На пауке — звезды одеты на так званый единый паук, который идёт в форме лесенки.

Крутильное усилие передаётся не только на одну звезду, а на весь блок из звёзд одетых на пауке. Таким образом, снижается нагрузка на барабан. Также такие кассеты легче. На пауке можно сменить последние 2-3 звезды. На 2-х или 3-х пауках — звезды одеты на 2 отдельных паука.

Это сделано для того, чтобы выработанные звезды можно было заменить по отдельности блоками звезд, а не менять целую кассету целиком. В случае износа можно заменить один из блоков на пауке или нижние 2-3 звезды по отдельности. В зависимости от уровня кассеты.

Цельнофрезированные кассеты — весь блок выполнен, как одна деталь.

Одевается на шлицы в левой части барабана, а закрепляется на низшей звезде. Кассета одновременно и является шлицом под барабан. Среди аналогов это самый дорогостоящий вариант. Сложный процесс изготовления дает большую цену, кроме того, нужен специальный SRAM-XD барабан на втулку.

Как снять/одеть трещотку?

Просто так извлечь трещоточный механизм не получится, поэтому нам потребуется специальный инструмент – съемник, разводной или гаечный ключ на 24 или 27 миллиметров, в зависимости от того, какая модель детали установлена на вашем велосипеде. Для снятия кассеты вам ещё понадобится хлыст для кассеты.

Вставляем сьемник в трещотку и тянем гайку съемника против часовой стрелки. Для ослабления шлица понадобится большое усилие, и точно такое же при затягивании.

Как снять/одеть кассету?

Вставляем съемник кассеты в шлицевую гайку.

На самую большую звездочку кассеты надеваем хлыст.

Удерживая хлыстом кассету, вращаем съемник гаечным ключом. Усилие, скорее всего, потребуется весьма приличное. Отвинчиваем полностью гайку, а потом снимаем кассету.

На снятой кассете теперь можно определить степень износа кассеты.

Когда нужно снимать?

В большинстве случаев снятие необходимо тогда, когда нужно провести плановое техническое обслуживание велосипеда (например весной или осенью). Срочно снимать нужно кассету тогда, когда в процессе езды наблюдается резкое проскакивание педалей.

Установка кассеты выглядит строго противоположно снятию:

  • Надеть на барабан кассету
  • Затянуть гайку

Чистка и смазка кассеты

Механизмы трансмиссии велосипеда изнашиваются порой не столько от приложенных нагрузок, сколько от небрежного содержания – слипшаяся со смазкой грязь портит работу системы и быстрее стачивает зубья. Перед тем, как обслуживать кассету, необходимо ее снять – разбор и его правильная последовательность выше. Чистка звездочек на велосипеде производится специальной плоской щеточкой:

Длинные и жесткие ворсинки способны пролезть до самой оси и вычистить грязь из самых проблемных мест. После того, как мы вычистили кассету, смазываем цепь и дальше вперёд на встречу новым приключениям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *