Как проверить воздушный клапан на системе отопления
Перейти к содержимому

Как проверить воздушный клапан на системе отопления

  • автор:

Воздухоотводчик – незаметный труженик отопительной системы

Любая инженерная система состоит из большого количества деталей, узлов, оборудования. Каждый элемент, будь то котел или же обычный воздухоотводчик, выполняет свою функцию, в итоге влияющую на общую надежность и долговечность системы. О таком простом на первый взгляд устройстве, как воздухоотводчик, и пойдет речь.

Воздух и прочие газы могут присутствовать в потоке теплоносителя по разным причинам. Попадают они в трубопроводы при первичном заполнении системы, в результате подсоса воздуха в процессе эксплуатации неправильно спроектированной системы, при подпитке системы, при ее частичном осушении и т.д.

С повышением температуры воды, при замедлении скорости течения жидкости, а также при снижении давления растворимость воздуха в воде снижается, что приводит к его усиленному выделению. Выделившийся из потока воздух устремляется в верхние точки участка системы. Именно поэтому воздушные пробки образуются в коллекторах, отопительных приборах и П-образных участках.

Чем же опасно присутствие воздуха? Наличие воздуха в системе отопления ведет к коррозии металлических элементов отопительных приборов, арматуры и оборудования, вызывает появление шумов и воздушных пробок, препятствующих правильному функционированию систем. Коррозия – и опаснейший процесс, т.к. часть элементов от нее разрушается, а элементы, устойчивые к коррозии, перестают нормально функционировать. Вред несет не только сама коррозия, но и ее продукты, которые распространяются по всей системе.

Рис. 1. Коррозия стальных труб

Кого оставят равнодушным куски демонтированных трубопроводов (рис. 1) или приборов отопления? Как правило, это производитнеизгладимые впечатления на обывателей, в глазах которых застывает вопрос: «Акак вообще что-то работало?!».

Завоздушивание котлов и бойлеров может привести к разрыву их корпуса. Присутствие воздуха в приборах отопления снижает их фактическую теплоотдачу. Несмотря на высокую температуру в подающих трубопроводах, завоздушенные радиаторы и конвекторы остаются холодными. С такой ситуацией сталкивался почти каждый из нас. Помимо воздуха в теплоносителе могут присутствовать и другие газы: например водород, который может выделяться в системах с алюминиевыми радиаторами при повышенной щелочности теплоносителя. Опасны воздушные пробки и для циркуляционных насосов. Для того чтобы избежать проблем с завоздушиванием и используются воздухоотводчики.

По принципу работы воздухоотводчики подразделяются на два типа: ручной (рис. 2) и автоматический (рис. 3). Ручной воздухоотводчик, чаще именуемый «кран Маевского», в основном применяется для удаления газов из верхних точек приборов отопления или полотенцесушителей. В среде сантехников бытует также и не всем известное общее название устройств для отвода воздуха – «вантуз» (от фр. ventouse, ветреный). Однако при постановке ударения на первый слог – «вантуз», мы получаем совершенно другое устройство.

Рис. 2. Кран Маевского (R.400)

Рис. 3. Автоматический воздухоотводчик VALTEC VT.502

Кроме перечисленных, существуют еще специальные радиаторные воздухоотводчики (рис. 4), также относящиеся к автоматическим.

Рис. 4. Радиаторный автоматический воздухоотводчик VALTEC VT.501

При монтаже отопительной системы воздухоотводчик устанавливается в верхней точке системы. Зачастую приходится его располагать под самымпотолком. В стандартных конструкциях выход золотника располагается сверху устройства (рис. 5), что порой затрудняет его монтаж и обслуживание в условиях стесненного пространства. Но это не относится к воздухоотводчику VT.502 (рис. 3). Компания VALTEC уделяет особое внимание адаптации

При заполнении системы выпуск воздуха должен осуществляться через шаровые или дренажные краны. Использование для таких целей автоматических воздухоотводчиков недопустимо, т.к. пропускная способность этих изделий не рассчитана на пропуск больших расходов воздуха. Открытие воздухоотводчика при заполнении системы может вывести его из строя.оборудования к российским условиям эксплуатации, активно участвует в диалоге с профессиональными сантехниками. Поэтому золотник воздухоотводчика VT.502 расположен сбоку корпуса (рис. 3, 6), что обеспечивает возможность монтажа и эксплуатации воздухоотводчика под самым перекрытием.

Автоматический воздухоотводчик VT.502 может использоваться в системах, транспортирующих жидкие среды, не агрессивные к материалам изделия. Для систем отопления чаще всего это вода, реже – растворы пропиленгликоля и этиленгликоля.Следует обратить внимание, что допустимо только вертикальное монтажное положение автоматических воздухоотводчиков (за исключением горизонтальнорасполагаемого радиаторного воздухоотводчика с рис. 4).

Традиционные автоматические воздухоотводчики имеют следующую конструкцию (рис. 5): латунный корпус 10, внутри которого свободноперемещается полый пластиковый поплавок 9. Поплавок шарнирно связан с коромыслом 15. На конце коромысла находится эластомерный золотник 3, фиксируемый обоймой 1, подпружиненной пружиной 2. При отсутствии воздуха в корпусе воздухоотводчика поплавок находится в крайнем верхнем положении, и золотник перекрывает отверстие воздушного штуцера 5.

Рис. 5. Конструкция рычажного воздухоотводчика

В отличие от стандартных автоматических воздухоотводчиков, VALTEC VT.502 имеет более совершенную конструкцию, благодаря которой уменьшено количество деталей и отсутствуют шарнирные сопряжения деталей. Такое решение обеспечивают высокую надежность и продлевают срок службы устройства.

Воздухоотводчик VT.502 (рис. 6) состоит из двух латунных (CW617N) никелированных полукорпусов 1 и 2, соединенных между собою на резьбе суплотнительным кольцом из EPDM 10.Внутри корпуса свободно перемещается полипропиленовый поплавок 3, который своей скобой воздействует на держатель золотника 5, выполненный из нейлона. Золотник 6 с держателем 5 при помощи пружинной связи 7 (материал – нержавеющая сталь марки AISI306) связан с жиклером 4 (нейлон).При накоплении воздуха или газа в верхней части полукорпуса 2 поплавок 3 опускается, воздействуя на держатель 5. При этом золотник 6 открывает калиброванное (1,5 мм) отверстие жиклера 4. Благодаря избыточному давлению транспортируемой среды воздух или другие газы, скопившиеся в верхней части воздухоотводчика, удаляются наружу по каналу жиклера 4. Пробка 9 при поставке находится в закрытомположении, чтобы пыль и грязь не могли проникнуть в корпус. Уплотнительное кольцо на присоединительном патрубке позволяет монтировать воздухоотводчик без дополнительных герметизирующих материалов.

Рис. 6. Конструкция воздухоотводчика VT.502

Принцип работы устройства выпуска газовой среды у автоматического воздухоотводчика чем-то напоминает хорошо известный колесный ниппель (автомобильный, велосипедный). Нажали на золотник – пошел воздух, отпустили – клапан закрылся. Только в случае с ниппелем удаление излишнего газаосуществляется вручную, а в случае с воздухоотводчиком – автоматически, за счет механического воздействия скобы закрепленной на поплавке. Воздушно-газовая среда сама себя выпускает на свободу.

Несмотря на простоту устройства, воздухоотводчики требуют периодического обслуживания. Пыль и грязь, попавшие в систему до заполнения, в процессеэксплуатации могут вызвать засорение запорного механизма жиклера и, как следствие, подтекание теплоносителя. Порой даже правильное заполнение системычерез дренажные краны не гарантирует отсутствие механических частиц. Поэтому часто можно услышать из уст сантехника выражение: «воздухоотводчик сопливит», т.е. устройство подтекает, и, по сути, нужно его снимать для обслуживания или менять на новое, а это потребует слива теплоносителя из системы, что очень трудоемко.Но и для этой проблемы у компании VALTEC есть решение – отсекающий клапан VT.539 (рис. 7). Клапан обеспечивает возможность установки и демонтажа автоматического воздухоотводчика без осушения системы. Состоит клапан изникелированного латунного корпуса, пластикового золотника и уплотнительного кольца. В верхнем положении золотник удерживается пружиной из нержавеющейстали, а при накручивании воздухоотводчика пружина сжимается, открывая тем самым клапан.

Рис. 7. Клапан отсекающий VALTEC VT.539

Воздухоотводчик, как предохранительный клапан или расширительный бак, является важным элементом безопасности системы, поэтому отего правильного выбора, монтажа и последующей эксплуатации зависит общая надежность системы отопления.

Важно отметить, что компания VALTEC использует для производства только высококачественное сырье и передовое оборудование.Продукция постоянно дорабатывается и совершенствуются благодаря профессионалам, развитию технологий и обратной связи с конечными потребителями, сантехниками и, конечно, с монтажными проектными и строительными организациями.

Автор: Д.С. Овсов

© Правообладатель ООО «Веста Регионы», 2010
Все авторские права защищены. При копировании статьи ссылка на правообладателя и/или на сайт www.valtec.ru обязательна.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера. Подробнее о cookie-файлов.

МОСКВА
108851, Москва, г. Щербинка,
ул. Железнодорожная, д. 32, стр. 1
тел.: +7 (495) 228-30-30 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
192019, Санкт-Петербург,
ул. Профессора Качалова, 11
тел.: +7 (812) 324-77-50 САМАРА
443031, г. Самара,
9 просека, 2-й проезд, д. 16 А
тел.: +7 (846) 269-64-54 РОСТОВ-НА-ДОНУ
344091, Ростов-на-Дону,
ул. Малиновского, д. 3
тел.: +7 (863) 261-84-08 КРАСНОДАР
350033, Краснодар,
ул. Ставропольская, д. 5 Б
тел.: +7 (861) 214-98-92 ЕКАТЕРИНБУРГ
620016, Екатеринбург,
ул. Академика Вонсовского, 1 А
тел.: +7 (343) 278-24-90

Форум BAXI

Banner

как проверить работоспособность автомат. воздухоотводводчика

9 сообщений • Страница 1 из 1
Автор темы
baxi main 24 fi Новичок Сообщения: 13 Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 00:29

как проверить работоспособность автомат. воздухоотводводчика

Сообщение baxi main 24 fi » 20 ноя 2012, 17:45

Столкнулся с проблемой выпуска воздуха из СО.(пришлось использовать заглушку на насосе)

baxi main 24 fi

RADAR Местный аксакал Сообщения: 5922 Зарегистрирован: 25 июл 2012, 00:33 Откуда: г.Кострома Мой котел: Gepard 23MTV19 Карта BAXI-Club: 4411 Благодарил (а): 98 раз Поблагодарили: 341 раз Возраст: 49

Re: как проверить работоспособность автомат. воздухоотводвод

Сообщение RADAR » 20 ноя 2012, 17:58

элементарно. кран маевского на радиаторе!

RADAR

Автор темы
baxi main 24 fi Новичок Сообщения: 13 Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 00:29

Re: как проверить работоспособность автомат. воздухоотводвод

Сообщение baxi main 24 fi » 20 ноя 2012, 18:25

RADAR писал(а): элементарно. кран маевского на радиаторе!

причём сдесь кран маевского, да ещё и на радиаторе, воздух то в котле (в самой высокой точке)
речь о том как проверить РАБОТОСПОСОБНОСТЬ АВ.
АВ встроен в насос который в свою очередь находится внутри НАСТЕННОГО котла

baxi main 24 fi

RADAR Местный аксакал Сообщения: 5922 Зарегистрирован: 25 июл 2012, 00:33 Откуда: г.Кострома Мой котел: Gepard 23MTV19 Карта BAXI-Club: 4411 Благодарил (а): 98 раз Поблагодарили: 341 раз Возраст: 49

Re: как проверить работоспособность автомат. воздухоотводвод

Сообщение RADAR » 20 ноя 2012, 18:58

baxi main 24 fi писал(а): причём сдесь кран маевского, да ещё и на радиаторе, воздух то в котле (в самой высокой точке)
речь о том как проверить РАБОТОСПОСОБНОСТЬ АВ.
АВ встроен в насос который в свою очередь находится внутри НАСТЕННОГО котла

пардоньте. первый пост —

baxi main 24 fi писал(а): Столкнулся с проблемой выпуска воздуха из СО.(пришлось использовать заглушку на насосе)

СО — это система отопления, а не котел. это во-первых!
во-вторых — из верхней части котла, судя по Вашему нику, это единственный теплообменник! — воздухоотводчик на насосе не будет выгонять от туда воздух, как бы Вы его не уговаривали . так вот уж сделано. выгонять его от туда будет насос в систему отопления, если этого не происходит — то у Вас большое гидравлическое сопротивление системы и с этим что-то надо делать. вот. как то так. и совсем забыл — еще открутите пробку на насосе, чтобы первоначально еще и от туда воздух убрать. ставьте вопросы так, как хотите получить на них ответы.

RADAR

Автор темы
baxi main 24 fi Новичок Сообщения: 13 Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 00:29

Re: как проверить работоспособность автомат. воздухоотводвод

Сообщение baxi main 24 fi » 20 ноя 2012, 19:15

Спасибо конечно за Ваше видение, но ответа на конкретно поставленный вопрос ( как проверить работоспособность автомат. воздухоотводводчика) я так и не увидел.
Может надо полностью выкрутить пробку на отводчике и попробовать через это отверстие что нибудь, чем нибудь нажать.
К сожалению корпус у него из латуни и завальцован. давно бы разобрал, и не задавал «глупых» вопросов.

baxi main 24 fi

RADAR Местный аксакал Сообщения: 5922 Зарегистрирован: 25 июл 2012, 00:33 Откуда: г.Кострома Мой котел: Gepard 23MTV19 Карта BAXI-Club: 4411 Благодарил (а): 98 раз Поблагодарили: 341 раз Возраст: 49

Re: как проверить работоспособность автомат. воздухоотводвод

Сообщение RADAR » 20 ноя 2012, 19:16

он должен сниматься отдельно по-любому)), слейте воду с котла и заполните снова — услышите шипит или нет. пробку тока открутите.

Продувка системы отопления — мы объясняем, как это просто

Когда на улице становится холоднее, приходит время ставить радиаторы. Нередко возникают раздражающие, а иногда и громкие звуки течения или бульканья. Это вызвано наличием воздуха в радиаторах. Помимо шумов, еще один явный признак этого — когда ваша система отопления не нагревается полностью, т.е. радиаторы остаются полностью или частично холодными. Правильным действием в этом случае является стравливание воздуха из системы отопления. Если этого не сделать, некоторые комнаты останутся холодными, а полученная тепловая энергия будет потрачена впустую, поскольку воздушные пузырьки в системе отопления препятствуют правильному распределению тепла. Мы объясним с помощью нескольких четких инструкций, как вы можете легко самостоятельно стравить воздух из системы отопления.

Зачем вообще нужно стравливать воздух из системы отопления?

Система отопления в принципе представляет собой замкнутый отопительный контур, по которому течет горячая вода. Начальной точкой является котел или теплогенератор. Там вода нагревается, после чего подается по системе труб и трубопроводов в соответствующие помещения, где она проходит через радиаторы. Они, в свою очередь, излучают тепло в окружающий воздух.

Для бесперебойной работы необходимо оптимальное распределение отопительной воды. Но это невозможно, если в системе присутствует воздух. Это связано с тем, что воздух проводит тепло гораздо менее эффективно, чем вода. Это, в свою очередь, означает, что одни радиаторы нагреваются сильнее других. Раздражающим побочным эффектом является булькающий шум, который лишает многих домовладельцев хорошего сна. Кроме того, мелкие пузырьки воздуха снижают эффективность системы в целом.

Если вы стравите воздух из системы отопления, вы в конечном итоге сэкономите деньги. Потому что радиатор, который недостаточно снабжается водой для отопления, потребляет больше энергии. Чтобы достичь необходимой температуры, термостатический клапан обычно выкручивается еще больше, что влечет за собой более высокие расходы.

Воздушная пробка в системе отопления

  • Воздух в систему попадает вместе с водой, он поглощается при остывании, при наличии открытого расширителя. Растворенный кислород движется по системе и скапливается в верхних точках.
  • Кислород может выделяться в результате химического взаимодействия плохо обессоленной воды с металлом труб и радиаторов.
  • Наличие ошибок в монтаже: петли и неравномерный уклон в трубах.
  • В результате полного спуска воды из системы.
  • Воздух засасывается внутрь системы в результате утечек и эффекта кавитации, возникающих из-за скорости работы насоса.

Чем опасны воздушные пробки

Воздушная пробка в системе отопления – это беда для системы отопления. При завоздушивании системы трубы и радиаторы останутся холодными. Если пробку не устранить, то может произойти размораживание отопления.

Рис. Вот так выглядит радиатор с завоздушенной системой

Как бороться с воздушными пробками

Устранить завоздушивание можно только определив причину, но это сделать сложно:

  • Если в системе отопления частного дома нет утечек, то в этом случае неисправен мембранный бак. Правильно работающий, он должен забирать примерно 12% воды в системе. Это происходит при нагреве и, соответственно, при расширении воды. Вода в мембранном баке должна быть всегда, даже при отсутствии нагрева. Повреждение мембраны, растрескивание резины – одна из причин пробки.
  • Причина может быть из-за утечки в трубах или радиаторах отопления. Например, уровень воды в баке в норме, но завоздушивание происходит. Уменьшили скорость вращения насоса, проблема исчезла. Протечку на нагретой системе обнаружить трудно: она проявится, когда система остынет. На холодной системе вода может капать с гайки рядом с котлом отопления. На нагретой системе течь не видно, но воздух через это место при включенном насосе все равно засасывается. Чтобы его спустить, надо снизить скорость или выключить насос.
  • Причина может быть и за счет повышенного давления в системе: в этом случае в крайних верхних точках системы должны стоять краны Маевского или автоматические воздушные клапаны.

Как спустить воздух в многоэтажном доме

В старых советских многоэтажках в верхней точке системы стояли краны Маевского. Например, в административных зданиях на чердаках или на верхних этажах. В многоквартирных домах можно было согнать воздух в квартире на верхнем этаже.

Воду спустили. Поменяли трубы теплотрассы. Ремонт сделали. Отопление запустили в работу. А, например, дом или офисное трехэтажное здание стоят без тепла.

Как определяем завоздушивание?

Сравним давление, которое показывают манометры.

Разница на подаче и на обратке теплотрассы на вводе в дом между давлением в трубах системы отопления должна быть не более, чем два очка. Если давление нормальное, значит грязевик, который обязательно присутствует на подаче на вводе в дом не засорен, а манометры исправны. Следовательно, при замене теплотрассы произошло завоздушивание.

Делаем слив воды, открыв кран грязевика, но не кратковременный, а минут на 5 – 10. Вода пойдет не быстро. После того как выйдет какое-то количество воды, вы услышите как зашипит воздух, шланг задергается и пробка воздуха из системы отопления всего здания выйдет.

Как спустить воздух в частном доме

Воздушная пробка в отоплении частного дома возникает в местах ошибочного уклона труб.

Для спуска понадобится так называемый «клоп» – саморез по металлу со сверлом и пресс шайбой. Также нужны кусочек ФУМ (подмоточной ленты) для герметичности. Место, где возникла пробка определить легко, проверив состояние трубы. До пробки труба будет теплая. Дальше, завоздушенная, она будет холодной и будет простукиваться пустота.

В трубу засверливаем саморез. Затем, когда начали топить, открутили саморез совсем чуть-чуть, пока не показались капельки воды, а вы не услышали шум воздуха. Все, пробка исчезла. Саморез покрыт защитой, поэтому ему не страшна коррозия, он может служить долго.

Как убрать воздух с батарей разных типов

Алюминиевые, биметаллические

Современные радиаторы для спуска воздуха комплектуются либо краном Маевского, либо устанавливается автоматический отводчик.

Рис. Кран Маевского на современных радиаторах отопления

Стальные

Для сгона воздуха со стального конвектора или стального радиатора отопления также предусмотрен либо кран Маевского, либо спускное устройство.

Чугунные

Старые чугунные батареи не всегда оборудовались устройством для спуска воздуха, но на многих батареях устанавливались обычные водопроводные краны. Достаточно было взять обычные пассатижи и открутить спуск или открыть кран.

Если спуска нет, то остается открутить заглушку в верхней части радиатора. Чтобы ее открутить нужно зачистить от краски место стыка, побрызгать WD. Осторожно откручивать газовым ключом. Но лучше пригласить слесарей из ЖЭК – это их обязанность.

Рис. Место удаления воздуха с чугунной батареи под гаечный ключ на 10 мм

Медные

Рис. В радиаторах из меди для сгона воздуха предусмотрен либо спусковой вентиль под отвертку, либо кран Маевского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *