Как правильно установить внешний датчик метеостанции
Перейти к содержимому

Как правильно установить внешний датчик метеостанции

  • автор:

Как правильно установить и эксплуатировать метеостанцию?

Вы решили приобрести метеостанцию, но не знаете, какая модель вам наиболее подходит. Для простоты осуществления данного выбора предлагаем вам оттолкнуться от ваших потребностей. Для простых бытовых нужд вам вполне подойдет недорогой цифровой термогигрометр или более дорогой и изысканный его аналоговый вариант, возможно дополненный барометром. Тут выбор зависит как от стоимости, так и от интерьера вашего жилья. Такое решение подойдет как для городской квартиры, так и для частного дома.

Более серьезным устройством является цифровая метеостанция с выносными термогигродатчиками. Вариант подключения нескольких таких датчиков особенно интересен владельцам частных домов, т. к., используя три датчика, можно видеть не только данные о температуре и влажности на улице, но и аналогичные показатели, измеряемые, например, в сарае и гараже. Правильно настроенная, она будет хорошо предсказывать погоду в вашей местности и отображать еще многие полезные данные. Это отличное решение как для городской квартиры, так и для частного дома.

Ну, и наконец, наиболее «продвинутый» вариант — метеоцентр. Решение, подходящее как для индивидуального использования в частном доме, так и пригодное для производственных и сельскохозяйственных нужд (при наличии дополнительных датчиков).

Теперь необходимо остановиться на правилах размещения этих приборов.

Для обеспечения хорошей точности определяемых данных простые бытовые метеоприборы нужно размещать на высоте 1,5 метров над поверхностью пола, на удалении от окон, ванных комнат, кухонь и обогревательных приборов.

Цифровые метеостанции размещаются аналогично простым приборам (1,5 м над поверхностью пола), а вот для выносных термогигродатчиков существуют отдельные правила. Эти датчики (да и обычные уличные термометры) нельзя располагать под прямыми лучами Солнца — только в тени. И ни в коем случае не рекомендуется устанавливать их поблизости от сильно нагревающихся поверхностей, например, кровли с рубероидным покрытием.

Даже если станция установлена с теневой стороны здания, температура воздуха довольно сильно искажается. И если дневная температура воздуха такими датчиками определяется с погрешностью +/- 1° (если датчик в тени), то вечером, ночью и утром здание «сглаживает» амплитуду суточного хода, так что датчик показывает температуру на 5…7 ° (в зависимости от облачности) выше реальной. Установленные таким образом датчики показывают не реальную температуру воздуха, а температуру воздуха около здания, лишь процентов на 60 зависящую от погоды и на 40 — от теплового излучения здания. Рассмотрим варианты установки метеостанций на примере Oregon Scientific WMR88.

Минимальным требованием для установки этих датчиков можно считать их монтаж с теневой стороны здания, на высоте 2 м над землёй, на штанге длиной как минимум 2-3 метра от стены, причем крайне желательно над газоном (не над асфальтом). Если ваши окна выходят на солнечную сторону, следует устроить для датчика метеобудку. Это небольшой ящик (размером приблизительно 40х40х40 см) с белыми, отражающими свет перфорированными или жалюзийными стенками, а также солнцеводозащитным козырьком (крышка будки должна быть герметичной и иметь наклон для стекания осадков с будки). Большую роль играет и высота датчика над землёй, она не должна превышать 5 метров. В противном случае суточный ход температуры будет сильно искажён (сглажен) из-за того, что ночные приземные инверсии локализуются в нескольких метрах от земли.

То есть, при условии защиты от Солнца максимальную температуру датчик будет показывать достаточно точно, а вот минимальную будет завышать на несколько градусов. Эти условия, несомненно, важны, но основную функцию прогнозирования погоды выполняет сама метеостанция, и показания термогигродатчика существенно не влияют на этот процесс. Поэтому, если вы живете на высотном этаже, это совершенно не значит, что вам не подходит метеостанция. Просто вам придется делать поправку на показания датчика с учетом специфики вашего расположения.

Теперь рассмотрим правила расположения датчиков, входящих в состав персонального метеоцентра.

В идеале (то есть, по стандарту), все датчики располагаются на открытом месте (на расстоянии не ближе 100 м от домов и прочих сооружений). Точнее сказать, вокруг площадки, где размещены датчики, не должно быть значительных препятствий (большие дома, группы деревьев) на 10-кратном расстоянии (их высота х10), и отдельных препятствий (небольшие строения, одиночные деревья) на 5-кратном расстоянии. Если вы хозяин большого домовладения, то сможете обеспечить такие условия размещения.

Минимальные же требования таковы: датчик температуры и влажности обязательно устанавливается над естественной поверхностью земли с соблюдением требований по высоте размещения и солнцезащите, описанными ранее.

Датчик ветра размещается на высоте 10-12 м над землёй. Разрешается размещение датчика ветра на крыше малоэтажного строения, так чтобы датчик возвышался над верхним краем крыши не менее чем на 2-3 м, а над поверхностью земли — на 10-12 м.

Датчик осадков должен быть расположен идеально ровно. Для обеспечения точности выравнивания следует использовать пузырьковый уровень. Датчик нужно размещать на открытой местности, вдали от деревьев и магнитосодержащих материалов. Оптимальная высота размещения датчика 0,6 — 0,9м над землей. Для обеспечения удаления воды из датчика его платформа не должна плотно соприкасаться с поверхностью, на которой он установлен.

Следует заметить, что данный датчик может измерять только количество жидких осадков, он не измеряет количество осадков, выпавших в виде снега (в дорогих метеоцентрах опционально присутствует функция растапливания снега для оценки количества осадков).

Настройка

Для того, чтобы ваши метеоприборы отображали верные данные, их нужно не только правильно разместить, но точно настроить.

Время

Многие станции имеют возможность автоматической синхронизации показаний встроенных в них часов с часовым эталоном. Передача сигнала производится два раза в сутки в 2 и 3 часа ночи. Переход с зимнего на летнее время и обратно осуществляется автоматически. При первом включении станции значок приема сигнала начинает мигать, сообщая о приеме. На следующее утро после ночной синхронизации значок должен начать отображаться постоянно, это говорит об успешной настройке часов. Прием этого сигнала доступен на всей территории Украины, и, если станции не удается осуществить синхронизацию, то, скорее всего, причиной этого могут быть локальные электромагнитные помехи или мощные железобетонные конструкции. В этих случаях рекомендуется расположить станцию подальше от этих препятствий, установив ее поближе к окну в западной стороне здания. Для корректного отображения времени для Украины следует установить величину часового пояса равную 1.

Месторасположение

Для расчета времени восхода и захода Солнца в станцию необходимо ввести данные о вашем местоположении: широту и долготу. Для их определения можно воспользоваться картографическими интернет-сервисами или GPS приемником.

При этом в случае с GPS приемником может возникнуть необходимость перевести десятичные доли градусов в минуты и секунды. Для этого нужно будет умножить десятичные части этих значений на 60.

Например, даны координаты:

  • Долгота: 30.952249 E
  • Широта: 50.359138 N

Рассчитываем минуты долготы 0.952249 х 60 = 57,13494

  • секунды долготы 0,13494 х 60 = 8,1
  • в итоге получаем 30°57’8.1″E

Аналогично рассчитываем минуты широты 0.359138 х 60 = 21,54828

  • секунды широты 0,54828 х 60 = 32,9
  • в итоге получаем 50°21’32.9″N
Давление

Атмосферное давление зависит от высоты над уровнем моря места, где производится измерение. Поэтому потребуется провести соответствующую настройку.

Аналоговый барометр перед использованием настраивается с помощью регулировочного винта, находящегося с задней стороны корпуса. Для правильной установки текущего атмосферного давления необходимо воспользоваться показаниями другого точного барометра или данными прогноза погоды. У аналогового барометра имеются две стрелки, одна (указательная) соединена с механизмом измерения текущего значения давления, другую (ориентирную) нужно установить самостоятельно, указав нормальное для данного места атмосферное давление. Перед снятием показаний, для обеспечения максимальной точности, следует осторожно постучать по стеклу прибора. Затем по положению указательной стрелки относительно ориентирной можно определять ожидаемую погоду: меньше — облачно, больше -ясно.

Чтобы правильно указать местное нормальное атмосферное давление, нужно его рассчитать.

Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 760 мм рт.ст. Учитывая, что изменение высоты на 11 метров примерно соответствует изменению давления на 1 мм рт.ст. , рассчитываем давление следующим образом. Например: средняя высота Харькова над уровнем моря составляет 107 метров. Поделив это значение на 11, получаем примерно 9,73 мм рт.ст. Теперь вычитаем полученную величину из показателя нормального атмосферного давления на уровне моря 760 мм рт.ст. Отсюда получаем, округлив до целого значения: 760-9,73 = 750 мм рт.ст.

В случае с электронными барометрами и метеостанциями зачастую данный параметр надо задать в установках, указав его величину в гектопаскалях.

Для простоты можно исходить из того, что изменение высоты на 8 метров соответствует изменению давления на 1 hPa (гектопаскаль). Рассмотрим пример. Как мы помним, средняя высота Харькова над уровнем моря составляет 107 метров. Поделив это значение на 8, получаем примерно 13,38 hPa . Теперь вычитаем полученную величину из показателя нормального атмосферного давления на уровне моря, это значение равно 1013 hPa.

Отсюда получаем 1013 — 13,38 = 999,62 hPa. Вот эту полученную величину нам и следует указать в настройках станции.

Следует также помнить, что абсолютное атмосферное давление — это параметр не устанавливаемый, а измеряемый станцией в данное время и данном месте, а относительное давление — это давление, приведенное к величине давления на уровне моря. Эти понятия введены для получения сопоставимых значений атмосферного давления при наблюдении за изменениями погоды. Таким образом, при высоте местности, отличной от уровня моря, необходимо корректировать полученные данные. Пересчет полученного значения абсолютного давления в соответствии с высотой относительно уровня моря проводится путем сложения разности давлений, соответствующей разности высот.

Таблица давления

Для определения давления в (мм.рт.ст.) необходимо:

  • давление в (hpa/mb) умножить на 0,75
  • давление в (InHg (дюймах ртутного столба)) умножить на 25,4

Для определения высоты вашего месторасположения можно воспользоваться программой Google Earth или показаниями GPS навигатора. Если вы живете в многоэтажном здании, сделайте также поправку на высоту вашего этажа.

Кроме этой настройки, для повышения точности прогнозирования погодных условий в цифровых метеостанциях предусмотрена установка значения степени чувствительности станции к изменению погоды. Характеристика чувствительности определяется уровнем перепада давления, который принимается во внимание при прогнозировании погоды. Диапазон чувствительности, как правило, составляет от 2 до 4 hPa.

Влажность
Аналоговый гигрометр можно проверить следующим образом. Следует завернуть прибор во влажную ткань. Через некоторое время гигрометр должен показать 94-96% влажности. Если это не так, значит, его надо отрегулировать. Регулировка осуществляется путем перемещения пластины крепления пружины на задней стенке корпуса.
Ветер

Чтобы датчик ветра правильно указывал направление, после загрузки в него батарей нужно направить флюгер на Север и нажать кнопку RESET на датчике.

Осадки

Перед началом эксплуатации обязательно убедитесь в том, что коромысло дождемера движется свободно и идеально уравновешено. Перевес одной из сторон даже на грамм может влиять на точность полученных данных.

Завершая рассказ о настройке, следует отметить, что специализированное программное обеспечение, используемое совместно с метеоцентрами, позволяет откалибровать их датчики (установить поправки), достигнув тем самым высокой точности отображения параметров погодных условий.

Обслуживание

Что касается обслуживания, то оно необходимо только наружным датчикам. Сводится оно к очистке чашечки дождемера от случайно попавшего в нее мусора и замене батареек автономного питания. В основном датчики достаточно экономичны — менять батарейку приходится не чаще одного раза в год. Желательно использовать для питания батарейки с длительным сроком службы. Но даже раз в год лазить «в гости к анемометру» не очень-то приятно. Поэтому в современных моделях метеоцентров предусматривается дополнительное питание от солнечных батарей. В результате замена батарейки требуется лишь раз в несколько лет.

Как правильно установить внешний датчик метеостанции

Установка беспроводной метеостанции немногим сложнее установки обычного цифрового термометра с выносным датчиком на проводе. При установке необходимо соблюсти несколько важных требований, которые помогут получить более точные показания температуры, влажности и прочих параметров окружающей среды, которые способна отобразить метеостанция.

Установка батареек в радиомодуль. Сначала установите батарейки в беспроводной модуль термометра. Для этого возьмите маленькую (часовую) отвёртку и отвинтите 4 винта на задней части корпуса беспроводного модуля. Не прилагайте значительных усилий, чтобы не сорвать резьбу и не повредить шлиц у винтов. Батарейный отсек беспроводного модуля имеет силиконовую прокладку, которая защищает батарейный отсек от атмосферных осадков. Ведь модуль будет располагаться на улице. Установите батареи питания, соблюдая полярность. Не спешите завинчивать винты батарейного отсека. Возможно, придётся установить переключатель номера канала. Если радиомодуль оснащён собственным дисплеем, он покажет температуру. Поскольку Вы держали его в руках, температура будет выше температуры окружающей среды. Для установки показаний, в зависимости от требующейся точности, радиомодулю необходимо от 5 до 15 минут.
Несколько слов об элементах питания. Большинство моделей радиомодулей питается от батареек типоразмера ААА. Не следует использовать солевые батарейки. Они могут «потечь» и вывести из строя прибор. Кроме того, они имеют короткий срок службы. Аккумуляторы также не подойдут. Они имеют низкое напряжение — всего 1,2 вольта. Радиомодуль просто не запустится при таком напряжении. Рекомендуется использовать щелочные (ALKALINE) элементы питания с номинальным напряжением 1,5V. В радиомодуль лучше всего поставить «долгоиграющие» батарейки. Несколько известных фирм предлагают элементы питания, которые работают дольше «обычных» батареек в несколько раз. Вам не придётся часто снимать и развинчивать радиомодуль. Надо сказать, что электроника радиомодулей работоспособна до весьма низких температур, вплоть до -30 градусов °С и ниже. При низких температурах часто подводят элементы питания. Они промерзают, их характеристики резко падают, и они уже не могут обеспечить нормальное питание радиомодуля. Появляются прочерки. Вы заносите радиомодуль в дом, меняете батарейки и . ситуация может повториться. Поэтому используйте качественные элементы питания, особенно в сильный мороз. Мы тестировали по 3-5 суток радиомодули (к моделям ТЕ-521, ТЕ-308, ТЕ-332, ТЕ-338, ТЕ-346, ТЕ-602, ТЕ-604, ТЕ-608, ТЕ-1126 и некоторым другим) в морозильнике при -24 °С, и все они успешно прошли наши испытания. Как, впрочем, и морозильник :))

Установка батареек в базовый блок. Батарейный отсек базового блока закрывается крышкой на защёлке или сдвижной крышкой. Установите батареи питания, соблюдая полярность. Через несколько секунд, после самодиагностики, базовый блок выполнит сброс всех настроек в заводские установки. На дисплее появятся показания. Базовый блок перейдёт в режим поиска радиомодуля. Поиск радиомодуля будет осуществляться несколько минут. Затем, если радиомодуль не будет найден, станция отобразит прочерки вместо температуры. А спустя 10-30 минут, в зависимости от модели, будет пытаться найти радиомодуль на заданном канале повторно.

Настройка радиоканала. У беспроводных радиомодулей с собственным дисплеем есть «волшебная» кнопка с надписью «TX». Служит она для того, чтобы мгновенно, после её нажатия, настроить Ваш базовый блок и передать сведения о температуре (и для некоторых моделей и об относительной влажности). Кроме того, в батарейном отсеке, который мы предусмотрительно оставили открытым, обычно есть переключатель номера канала (с первого по третий). Заводская установка делается на первый канал. Проверьте, чтобы расстояние между радиомодулем и базовым блоком было от 1 метра (слишком близкое расстояние при настройке не рекомендуется) и до 3-х метров. Теперь нужно подождать от 30 секунд до 2-х минут. Радиомодуль передаёт информацию не постоянно, а «порциями», в течение 1-2 секунд, обычно один раз за 30 секунд или 1 раз в минуту (зависит от модели). Это делается для экономии заряда батарей. В момент передачи на короткое время вспыхивает светодиод, встроенный в корпус радиомодуля. Мощность передачи очень мала, в сотни раз меньше мощности излучения от антенны сотового телефона, но достаточна, чтобы базовый блок уловил сигнал радиомодуля на расстоянии приблизительно 30 метров (в прямой видимости, при отсутствии помех). При понижении температуры, а также вследствие естественного разряда дальность передачи снижается.
Если базовый блок отобразил температуру, принятую от радиомодуля, то больше ничего настраивать не нужно. Если на радиомодуле есть собственный дисплей, проверьте показания на нём и на дисплее базового блока. А то ведь в многоквартирных домах часто бывает ситуация, когда Ваш сосед по дому (сверху, снизу или сбоку) опередил Вас и уже купил похожий термометр. В этом случае базовый блок может поймать «чужой» сигнал и отобразить неверные показания. Несколько радиомодулей не могут корректно работать на одном канале! Радиопомехи от компьютера, телевизора, пылесоса и т.д. тоже могут препятствовать получению показаний от радиомодуля. Вот тогда понадобится дополнительно настроить радиомодуль и базовый блок.
Если базовый блок не смог отобразить показания радиомодуля, переключите номер канала (переключатель находится в батарейном отсеке радиомодуля). А теперь нажмите «волшебную» кнопку с надписью «TX». Базовый блок в течение следующих 1-2 секунд должен «пикнуть» или «молча» переключиться на установленный Вами номер канала. В случае неудачной попытки, попробуйте ещё раз переключить канал. Если попытка не удалась и в этот раз, то следует попробовать поймать сигнал радиомодуля путём выставления одинакового номера канала на радиомодуле (переключателем) и на базовой станции (нажатием кнопки «CH» или «CHANNEL»- см. инструкцию к метеостанции). А также проверить батарейки радиомодуля. Их может хватать для отображения на дисплее радиомодуля показаний, но в момент передачи требуется бОльшая, чем в режиме ожидания, мощность, и данные могут не передаваться или расстояние передачи может сильно уменьшиться. Если с батарейками всё в порядке, но базовый блок «не нашёл» радиомодуль, попробуйте перейти в другое помещение и повторить настройку.
Когда настройка номера канала будет завершена, установите на место крышку батарейного отсека радиомодуля. В дальнейшем, когда в один прекрасный день базовый блок покажет Вам прочерки, нужно будет просто заменить батареи питания. Следите за тем, чтобы влагоизолирующая прокладка в батарейном отсеке радиомодуля была установлена ровно, иначе в него может попасть влага, и он выйдет впоследствии из строя. И не прилагайте при завинчивании винтов значительных усилий, чтобы не сорвать резьбу.

Далее можно настроить базовый блок. Внимательно прочтите инструкцию и точно ей следуйте. Установите время, дату, язык отображения дня недели, будильник(и) и т.д. На завершающем этапе появится настройка ежедневной коррекции времени. В самом начале оставьте значение коррекции равным 0. Затем следующие несколько дней отметьте, спешат встроенные часы или отстают. Например, Вы заметили, что за три дня часы на метеостанции «отстали» на 15 секунд. Тогда установите ежедневную коррекцию на 5 секунд. Метеостанция сама, один раз в сутки, автоматически выполнит коррекцию и часы будут идти точно. Когда величина коррекции будет известна, запишите её, чтобы не забыть до следующей смены батареек.

Установка радиомодуля. Теперь настало время установить радиомодуль. Его можно повесить на стену или поставить на горизонтальную поверхность (многие модели радиомодулей имеют откидной упор). Все мы заинтересованы, чтобы термометр показывал температуру максимально достоверно. Для этого защитите радиомодуль от прямых солнечных лучей, атмосферных осадков и установите на максимально возможном расстоянии от форточек, вентиляционных отверстий, внешних блоков кондиционеров и т.д. Наилучшим местом установки будет северная сторона здания. Если Вы установите радиомодуль на южной стене, то показания будут всегда выше температуры воздуха на улице. Дело в том, что стена нагревается от солнечных лучей и долго «держит» тепло. Поэтому термометр радиомодуля, даже ночью, будет получать дополнительные пару градусов от теплового излучения стены. Это также может оказать влияние на показания относительной влажности.

Что показывает термометр? Ответ на этот вопрос несколько сложнее, чем многие думают. Он показывает температуру в месте своей установки. Если Вы заметили, что показания термометра завышены (или, что бывает гораздо реже, занижены) то это может вовсе не означать, что термометр «неправильно показывает». Это может означать, что на его показания что-то влияет. Либо сосед снизу вдруг открыл зимой окно, чтобы проветрить помещение, и тепло из его квартиры ненадолго увеличило показания. Или на термометр весь день светило солнце и нагрелся не только он, но и стена, на которой он висит, и асфальт на дорожке вдоль дома, и снова термометр будет завышать показания, даже ночью, когда солнца уже нет. Или радиомодуль замело снегом или залило дождём. А может быть, Вы его только что вынесли на улицу и хотите, чтобы через минуту он уже «показывал правильно». В последнем случае нужно подождать не менее 15 минут, пока внутренние детали радиомодуля придут в термодинамическое равновесие с окружающей средой, т.е. необходимо время, чтобы температура установилась. В холодное время года, когда разница температур в помещении и на улице может достигать инфракрасное излучение от окна и дома может увеличить показания термометра на Причин может быть много. Поэтому необходимо устранить или свести к минимуму любые внешние воздействия, которые могут изменить показания. Оптимально установить радиомодуль под навесом, на максимально возможном расстоянии от стены, окна и т.д. Ведь Вы не связаны длиной проводов!

Установка базового блока. Когда радиомодуль уже установлен, позаботьтесь о том, чтобы базовый блок также отображал достоверные показания.
Высота установки. Известно, что тепло поднимается к потолку, а холодный воздух опускается к полу. Поэтому можно наблюдать, например, занижение показаний температуры при слишком низкой установке базового блока.
Расстояние от окна, батарей, систем вентиляции, бытовых приборов должно быть максимально возможным, чтобы уменьшить их воздействие на показания термометра.
При настенной установке обратите внимание, чтобы стена, на которой установлен термометр была межкомнатной и не выходила на улицу. Зимой в наших климатических условиях наружная стена может промерзать и, таким образом, занижать показания термометра. Уменьшить влияние холодной стены в этом случае можно с помощью пористого материала с низкой теплопроводностью, который следует поместить между термометром и стеной. Например, можно наклеить кусок пористого полиуретана достаточной толщины на стену в месте установки.
Настольные лампы, особенно галогеновые и лампы накаливания, направленные в сторону термометра, могут увеличить его показания. Не ставьте термометр на телевизор. Во первых, телевизор, особенно прежних лет выпуска, излучает тепло и сильные электромагнитные помехи. Во вторых, он может просто упасть.
В общем, если Вы заметили, что термометр «показывает неправильно», в первую очередь проверьте, что на его показания ничто не влияет. Термометр — прибор инерционный (можно сказать, «задумчивый»), поэтому не ждите, что он мгновенно изменит показания, как только Вы его внесли в другое помещение. Ему нужно время «подумать», чтобы температура корпуса термометра и температура окружающей среды сравнялись. Это может занять, в зависимости от разности температур, от 5 до 20 минут.

Когда всё уже установлено по своим местам, можно написать несколько строк о прогнозе погоды. Прогноз составляется метеостанцией на ближайшие 6-12 часов. Метеостанция показывает не текущую погоду, а прогноз погды, которая, по её мнению, будет через несколько часов. Для того, чтобы прогноз погоды был достоверным, необходимо, чтобы метеостанция «собрала» информацию. Обычно это занимает от 6 часов до 2-3 суток. Однако, полностью полагаться на него не стоит, как и на прогноз погоды по телевизору или радио. Грозовая туча может и стороной пройти. А может «вылиться» над Вами, а в соседнем районе дождя не будет. Если в комнате не установлен кондиционер или увлажнитель и соблюдаются нормальные условия проветривания, то показания влажности в помещении будут соответствовать влажности на улице. А значит и прогноз погоды будет более точным. Метеостанция делает прогноз не только на основе температуры и влажности, но также использует текущее время суток и, если станция барометрическая, то ещё и динамику изменения атмосферного давления. В последнем случае обеспечивается максимальная точность прогноза погоды, близкая к прогнозам метеорологов.

Если Вы дочитали до этих строк, то можно сказать, что Вы прошли «краткий курс обучения» и теперь способны получить максимум от любой модели метеостанции, которая окажется у Вас в руках! Это позволит получить более точные показания температуры за окном и в помещении и продлит срок службы батарей и самого прибора.

Хотите теперь узнать, что собой представляет почти идеальное место установки уличного термометра? Выглядит примерно так:
— Место на высоте около 10 метров от поверхности земли, вдали от каких-либо построек и инженерных коммуникаций, защищённое от прямых солнечных лучей и дождя. Желательно также, чтобы и поверхность земли была в тени. Поскольку все условия соблюсти невозможно, показания заоконных градусников всегда будут отличаться от показаний профессиональных приборов, установленных по всем правилам.

Купить цифровые метеостанции на Gradusniki.ru:
ТЕ-925

Как правильно установить внешний датчик метеостанции

Наружный датчик погодозависимого контроллера устанавливаем на северном фасаде здания, в местах . далее по тексу инструкции.
А вплотную к стене, устанавливаем датчик? Или лучше с отступом(зазором) от стены?
Озадачился этим вопросом, наблюдая за уличным термометром. Понятно, что уличный термометр, уже установлен с «нарушениями» — около окна и врёт на пару-тройку градусов.
Получился вопрос: датчику нужна температура «прилегающего» к зданию воздуха, или как?
Спасибо.

23.2.2010, 20:46

Датчик нужно устанавливать на растоянии минимум 0,5 метра от стены(чем дальше тем лучше), сверху нужен козырёк, и боковые стенки, прикрывать от нагрева солнцем.

23.2.2010, 21:04
Цитата(arkt2006 @ 23.2.2010, 20:46)

Датчик нужно устанавливать на растоянии минимум 0,5 метра от стены(чем дальше тем лучше), сверху нужен козырёк, и боковые стенки, прикрывать от нагрева солнцем.

От солнца он защищён. Северным фасадом. Датчик ещё называется атмосферным. Но (по памяти) в мануалах показана установка именно на стене. Получается что датчик передаёт информацию даже не о состоянии «прилегающего» воздуха, а о состоянии «прилегающего» воздуха с поправкой в сторону температуры поверхности наружной огр.конструкции. Не получается так, что датчик — говорит об одном, а прошивка контроллера — о другом? И какой параметр заложен в эту прошивку? Параметр атмосферы, или «прилегающего» воздуха с поправкой в сторону температуры поверхности наружной огр.конструкции?
Про пол-метра, это из требований производителей?

23.2.2010, 21:11

Наружные датчики в корпусе для настенного монтажа. . designed for wall mounting.
От стены сам чувствительный элемент находится на расстоянии. Стена на элемент существенного влияния не оказывает.

23.2.2010, 21:34

Понятно.
Тогда от пост-3, остаётся:
Получается что датчик передаёт информацию о состоянии «прилегающего» воздуха. Не получается так, что датчик — говорит об одном, а прошивка контроллера — о другом? И какой параметр заложен в эту прошивку? Параметр атмосферы, или «прилегающего» воздуха?

Ведь разница между температурой атмосферы и температурой «прилегающего» воздуха, может быть существенной?

Надо понять. А то — бессонница гарантирована.

23.2.2010, 21:56
Цитата(alsem @ 23.2.2010, 20:34)

Ведь разница между температурой атмосферы и температурой «прилегающего» воздуха, может быть существенной?
Надо понять. А то — бессонница гарантирована.

Это Ваши домыслы.
В системах с иерархией регулирования температуры (качественная в ИТП и количественная — термостатные вентили) это вообще не проблема.
В системах без иерархии (только ИТП) — меняется наклон характеристики контроллера на основании измерения температуры контрольного помещения — это для сугубо настырных.
Датчик от стены отделён корпусом и воздушной прослойкой с обоих сторон (корпус датчика имеет шейки в местах присоединения к стене и контакт точечный), кроме этого, через корпус циркулирует «неприлегающий» воздух через перфорации.
И последнее: Вы преувеличиваете значение точности в таких неточных системах.
Если бессонница мучает, не стоит пенять на стену.

23.2.2010, 22:28

jota, насчёт перфораций в корпусе датчика наружной температуры вы немного погорячились. Класс защиты IP54 или IP65.

23.2.2010, 22:45

Я думаю, что в условиях климата России вообще не особо важно где стоит датчик. Датчик сам как правило залит довольно монолитно, так что перфорирована ли коробка или нет не так важно. Мы например используем контролллеры которые самообучаются (большинство контроллеров это умеют делать), поэтому вообще не особо нужно знать что снаружи помещения (только для оператора или диспетчера) контроллеру важно только изменение температуры за некоторый промежуток времени, остальное неважно.

23.2.2010, 22:53

был гимор с установкой датчика наружной температуры северная сторона, козырек, все дела, а пока от стены не отвел на 0,5 метра нормальных показаний небыло, стена фонит теплом. Хотя и непонятно как, может лучистым? В вопросе не разбирался, перенес и все тут.

HeatServ
А можно поподробней о самообучающихся контроллерах!

23.2.2010, 22:56
Цитата(jota @ 23.2.2010, 21:56)

Это Ваши домыслы.
.
.
И последнее: Вы преувеличиваете значение точности в таких неточных системах.
Если бессонница мучает, не стоит пенять на стену.

Цитата(HeatServ @ 23.2.2010, 22:45)
Я думаю, что.
. неважно.

Этт, точно.
Спасибо, господа!
ЕСЛИ — усреднённо.
ТО — Спокойной ночи!

23.2.2010, 23:09
Цитата(coverart @ 23.2.2010, 22:53)
HeatServ
А можно поподробней о самообучающихся контроллерах!

Я к сожалению в этом деле профан. Мне это дело пояснили всего полгода назад коллеги-автоматчики, они там ковыряют глубоко. А контроллеры используем свободнопрограммируемые Saphir, не так много про них информации, да и вообще избыточны они функционально (что заказчику знать совсем не обязательно ), на них можно реализовывать всякое-разное, поэтому выбор такой.

23.2.2010, 23:22
Цитата(coverart @ 23.2.2010, 22:53)

был гимор с установкой датчика наружной температуры северная сторона, козырек, все дела, а пока от стены не отвел на 0,5 метра нормальных показаний небыло, стена фонит теплом. Хотя и непонятно как, может лучистым? В вопросе не разбирался, перенес и все тут.

Здание формирует переменное «тепловое поле». Переменное — то ветер и его направление, то солнце и страны света, то аэродинамическая тень, соседние «постройки далеко/близко и их «поле» и много иной фигни. Градиент поля всегда потому и переменный. Температура помещения плавно переходит/меняется через слои огражд.конструкций, потом с поверхности стены и далее.
На поверхности стены одна, в «2 мм от стены» уже иная.
Поверхность стены тоже реагирует на «изменения», но с запаздыванием. Потому, когда Вы перенесли на «на 0,5 метра», Вы как бы убрали «инерционное» влияние массивности здания. Сократилось тем самым значительно «время реакции».

24.2.2010, 0:18
Цитата(Kult_Ra @ 23.2.2010, 23:22)

Поверхность стены тоже реагирует на «изменения», но с запаздыванием. Потому, когда Вы перенесли на «на 0,5 метра», Вы как бы убрали «инерционное» влияние массивности здания. Сократилось тем самым значительно «время реакции».

Из песочницы:
Несколько лет назад, в статье одного уважаемого человека, прочитал, что влажностный режим новой наружной стены может устанавливаться довольно долго, до пяти лет. При условии корректного отопления.
В чём заключается «корректность» режима? В том, чтобы «0» в стене не слишком «гулял»?
Сокращение «времени реакции» полезно ли в плане стабилизации «теплового поля»? После прочтения этой статьи, появилось подозрение, что погодозависимое регулирование даёт экономию энергии и повышает комфорт, в том числе — за счёт создания в наружной стене более-менее стационарного влажностного режима. И что, чем меньше здание, тем больше этот эффект (в процентном отношении).
Или это уже совсем глупость?
В любом случае — ближайшая установка датчика (два шурупа закрутить) — дастся не легко .

24.2.2010, 1:01
Цитата(alsem)

влажностный режим новой наружной стены может устанавливаться довольно долго, до пяти лет. При условии корректного отопления.

Может быть или не быть — суждения из серии «куда пушка полетит», а снаряд. не туда, зараза.

Или это уже совсем глупость? Да, но очень контролируемая! А это «круче» самой пушки!

«стационарность режима» — и снег и ветер, и звёзд ночной полёт, и солнце светит и дом мороз неймёт!
Есть овчинка и есть стоимость ее выделки»? Пока пастух ловил блоху на собаке — бараны разбежались!

24.2.2010, 1:15
Цитата(Kult_Ra @ 24.2.2010, 1:01)
Есть овчинка и есть стоимость ее выделки»? Пока пастух ловил блоху на собаке — бараны разбежались!

Из ТСО:
Не скажите, Kult Ra.
Счаз заказчик, проще с финансами расстаётся. За качество. Для себя . (Сказалось вот это вот сочетание остатков кризиса с неожиданной зимой). Та ловля блох, которая ещё недавно считалась неприличной, сейчас уже и не ловля. Когда на коттеджах мидл-класса начинают интересоваться бойлерами послойного нагрева, это уже знаете-ли. ЗДОРОВО.

24.2.2010, 1:22
И пел Высоцкий как-то раз: Жираф большой, ему видней
26.2.2010, 0:05

Нормальная автоматика имеет функцию корректировки датчиков, или просто подымаешь кривую.

26.2.2010, 11:31

Наши 5 копеек. После череды экспериментов и сервисной настройки лет 10 назад (абсолютно согласен согласен с этим постом уважаемого Kult_Ra и подобными постами) мы сделали точные выводы для себя:
— стороны света надо при любой возможности соблюдать (влияние солнца на показание датчика до плюс 10С в диапазоне Тн.в. +/-5С);
— влияние здания — абсолютно такое же, диапазон Тн.в. -(5-30), тут как повезет, за ограждающие конструкции строителей трудно заранее отвечать;
— влияние пьяниц и мальчишек (золотое было время!) на целостность приборов весомое — процентов 5 побили;
— влияние бригад отделочников — по объему аналогично предыдущему, столько же датчиков заделали в штукатурку или просто поотрывали во время ремонта;
— влияние дождя и снега — частое, обмерзание после попадания воды и последующей инверсии, занос нечаянным сугробом снега с последующим переходом на другую температуру или разрушение конструкции (при замерзании);
— поэтому никакие корректировки показаний (если они возможны) нормально не помогут, они на конкретное состояние, которое в любой момент может не предугадано измениться. Как и применение датчиков с 3-4 проводным подключением;
— фирменная конструкция слаба (пластик), блескуча (часто светлый), не имеет встроенного слоя теплоизоляции;
— ставить дорого и неудобно — далеко тянуть, нужны неожиданные проходки, наружные работы;
— попытки отложить установку до окончания фасадных дел часто кончаются самыми неожиданными результатами — от «совсем забыли» до «тут работать нельзя».

Поэтому, на своих монтажах (их больше нет, все у подрядчиков) мы делали так:
— сторона, по возможности, правильная;
— место, по возможности, укромное (по балконом, в районе арочного прохода);
— предупреждение всех возможных мастеров — «это наш датчик, стоит очень дорого, поломаете, заделаете, не расплатиться»;
— обязательно защитная стальная коробка неказистого вида (нашли специально какую-то коробку от отечественного недорогого электодевайса уличной установки) с тремя вентиляционными прорезями — низ и оба бока и обязательной установкой тефлоновой 3-5 мм прокладки под датчик. Число выездов на ранее указанные проблемы резко уменьшилось.

Это при своем монтаже и наше мнение (около 1000 комплектов ECL и 500-а комплектов ИТП за пятилетку).

Опять же — если монтаж чужой — ссылка в проекте на пункт инструкции, устное разъяснение монтажникам возможных проблем. Поломают или исказят — за оплату поможем (справить слух или соображение — я же ведь Вам говорил. ).

Но на самом деле — наружный датчик (по нашему опыту) — самый сложный из датчиков ИТП. Надо сразу понимать, что с определенной вероятностью (5-10%) какое-то горе будет и быть готовым к нему.

Вот, изложил любимую проблему, надеюсь не достал большим количеством текста? (Шутка)

1.9.2010, 22:07

Ещё проблему надо учесть, бывает что вытяжная вентиляция выбрасывает воздух рядом с датчиком наружного воздуха и погодный контроллер сходит с ума.

2.9.2010, 8:52

Это точно. И встроенное кафе какими-нибудь трубами всегда радует. Вообще, пока писал предыдущую фразу, пришла мысль об использовании крыши и вент. проходок для проведения кабеля. Спрошу сегодня мнение у наших сервисных товарищей. Хотя, сейчас не так остро это вопрос стоит, как еще лет 5-10 назад.

3.9.2010, 22:01

Несколько, возможно, спорных тезисов.

Очень важна мысль Kult_Ra о соразмеренности быстроты датчика, других параметров окружающей среды и свойств здания.

Уже сравнительно давно, братья Китайцы постарались, метеостанции не очень дорогая экзотика.

Уже сравнительно давно «умный» контроллер не реагирует, а предсказывает /верно в 95% случаев/ параметры окружающей среды. «Знает» на несколько часов вперед порядок использования помещения.

Уже сравнительно давно измеряет/существенно плывущую/ постоянную времени помещения.

Где то промелькнуло о четырехстороннем датчике температуры. толи ОВЕН или МЗТА.

Можно измерять и сигнал пропорциональный потоку тепла через ограждения.

Вывод. Железо стремительно относительно дешевеет.. Современный уровень все больше определяют программы /алгоритмы/.
Поляна алгоритмов /место для измерения животов/ отсутствует. Каждый в тайне катает свой шарик.

3.9.2010, 22:12
Цитата(Бойко @ 3.9.2010, 23:01)

Уже сравнительно давно «умный» контроллер не реагирует, а предсказывает /верно в 95% случаев/ параметры окружающей среды.

Бойко, Вы же прекрасно понимаете, что это глупость.
Цитата(Бойко @ 3.9.2010, 23:01)
«Знает» на несколько часов вперед порядок использования помещения.

Эти алгоритмы разработаны лет этак 50 назад, Вы тоже это знаете.
Цитата(Бойко @ 3.9.2010, 23:01)
Поляна алгоритмов /место для измерения животов/ отсутствует. Каждый в тайне катает свой шарик.

Просто следующая революция будет технократической. С этим надо смириться.
3.9.2010, 23:33

Уважаемый HeatServ!
Для меня эти вещи далеко не во всем понятные.

Предсказывать погоду глупость? Достаточно предположить, что днем теплее чем ночью. А если знать когда восход солнца. тогда регулирование по температуре наружного воздуха покажется детской забавой. прибавляя игры с темпом прироста или падения температуры /производной по кривой/. в принципе эти игрушки почти не отличаются от биржевых роботов.

По поводу свойств помещения. алгоритмы м.б. и были только на аналоговых регуляторах с гидравлическими исполнительными механизмами /ГИМ-И/ такие задачи в помещении? А ЭВМ занимали этажи.

HeatServ! Нам показывают много алгоритмов, но какими алгоритмами пользуется французкая Dalkia? Железо то одинаковое.

3.9.2010, 23:42
Цитата(Бойко @ 4.9.2010, 0:33)
Уважаемый HeatServ!
Предсказывать погоду глупость?

Абсолютная.
Цитата(Бойко @ 4.9.2010, 0:33)
но какими алгоритмами пользуется французкая Dalkia? Железо то одинаковое.

Деньги сумасшедшие выбрасываются на погоду, безусловно. Только китайцы. Но они молодцы, они скоро всему миру покажут Сеульскую мать, с вожделением жду, когда автомобиль станет доступен, особенно ждыпарь.

Бойко, блин, я озадачен.

4.9.2010, 21:05
Цитата(HeatServ @ 4.9.2010, 0:42)
Абсолютная.

Ув. Бойко, надеюсь Вы поняли, что я не считаю, что предсказание погоды как таковое считаю ахинеей, сие касается лишь частного случая — приведённого Вами примера применения контроллера в качестве локального мини-предсказателя. Теплоаккумулирующая способность здания способна сгладить любую ныне известную неравномерность температурной агрессии во времени, в случае противном — это уже не здание.

6.9.2010, 22:03
Цитата(HeatServ @ 4.9.2010, 21:05)

Теплоаккумулирующая способность здания способна сгладить любую ныне известную неравномерность температурной агрессии во времени

красиво сказано )
7.9.2010, 7:48
Цитата(HeatServ @ 4.9.2010, 22:05)

Ув. Бойко, надеюсь Вы поняли, что я не считаю, что предсказание погоды как таковое считаю ахинеей, сие касается лишь частного случая — приведённого Вами примера применения контроллера в качестве локального мини-предсказателя. Теплоаккумулирующая способность здания способна сгладить любую ныне известную неравномерность температурной агрессии во времени, в случае противном — это уже не здание.

«Теплоаккумулирующая способность здания способна сгладить любую. « ключевое слово сгладить. колебание температуры внутреннего воздуха, но не устранить перетоп. Ровно поэтому /существенной и разной постоянной времени/ хорошо знать=предполагать изменения потока тепловой энергии. это позволяет избегать «перетопа»

7.9.2010, 8:15

Картинка показывает условие компенсации системой СО изменений потока «с улицы» и внутренних /бытовых/ тепловыделений.. Твн.в=const. Т.е. Qот=min.

7.9.2010, 22:48
Цитата(Бойко @ 7.9.2010, 8:48)

«Теплоаккумулирующая способность здания способна сгладить любую. « ключевое слово сгладить. колебание температуры внутреннего воздуха, но не устранить перетоп. Ровно поэтому /существенной и разной постоянной времени/ хорошо знать=предполагать изменения потока тепловой энергии. это позволяет избегать «перетопа»

Качество оттачмента предполагает, что лучше красочно, нежели информативно?
Мы два года ставим автоматику и сразу берём на сервисное. Нигде не зафиксирован перетоп за всё время наблюдения. Просто нет его. Пропал.
Зачем сюда предсказатели погоды — не приложу ума.

7.9.2010, 23:25
Цитата(HeatServ @ 7.9.2010, 23:48)

Качество оттачмента предполагает, что лучше красочно, нежели информативно?
Мы два года ставим автоматику и сразу берём на сервисное. Нигде не зафиксирован перетоп за всё время наблюдения. Просто нет его. Пропал.
Зачем сюда предсказатели погоды — не приложу ума.

А я Вас уже год, точно, прошу /настойчиво/ поставить пару, тройку датчиков внутреннего воздуха. и пописать пару месяцев. есть он .. или перетоп или недотоп. всегда в наличии. точность/качество регулирования. его повышение — резерв экономии.

7.9.2010, 23:56
Цитата(Бойко @ 8.9.2010, 0:25)

А я Вас уже год, точно, прошу /настойчиво/ поставить пару, тройку датчиков внутреннего воздуха. и пописать пару месяцев. есть он .. или перетоп или недотоп. всегда в наличии. точность/качество регулирования. его повышение — резерв экономии.

Будет время — будет пища, Бойко. Давно мечатаю об этом, датчиков пока нет, нет средств. Но я уверен, что (при нашей-то инсоляции) правильно сбалансированная система — гораздо важнее, нежели предсказатели погоды. Кстати, ждите мою статью о балансировке систем отопления на конкурсе АВОКа, думаю, что Вам будет интересно.

8.9.2010, 8:40
Цитата(HeatServ @ 8.9.2010, 0:56)

Будет время — будет пища, Бойко. Давно мечатаю об этом, датчиков пока нет, нет средств. Но я уверен, что (при нашей-то инсоляции) правильно сбалансированная система — гораздо важнее, нежели предсказатели погоды. Кстати, ждите мою статью о балансировке систем отопления на конкурсе АВОКа, думаю, что Вам будет интересно.

Я думаю у Вас по городу «брошенных» датчиков с пршлых «программ эгергосбережения» сотни ржавеют. Да и стоит он 600 руб.

А «предсказатель» это программа-мысль, а мысль, в отличие от железа, размножается бесплатно !

Статью ждем! Удачи! Будем «болеть»!

8.9.2010, 19:54

закрепите на стене через кусочек пенопласта+козырек(коробочка вокруг)
самое важное это на северной стороне

9.5.2012, 14:36
Цитата(alsem @ 23.2.2010, 22:34)

Ведь разница между температурой атмосферы и температурой «прилегающего» воздуха, может быть существенной?

Надо понять. А то — бессонница гарантирована.

Лучше его теплоизолировать немного от здания, т.е. на 10 см вынести, и что сторона не солнечная была и будет вам хороший сон ))

11.5.2012, 19:38

Степень инерции системы отопления здания в 99% покрывает все Ваши изыскания в точности измерений.Кроме того многие контроллеры работают по усреднённой температуре воздуха (например ТАС или как он теперь Шнейдер-Электрик — от 0 до 6часов ). Все приводы для отопления-также медленные по времени срабатывания.
Вывод: cторона, где нет солнца(C-З), высота более 2,5-3м от земли и антивандальная коробка из металла.

3.12.2020, 13:08

Опять с этим делом столкнулся. (один заказчик «столкнул»)
Отвёл датчик от стены на 5см. Датчик как бы повис в воздухе. Но рядом со стеной. Датчик до того завышал на 2-3 градуса. Теперь, при лёгком обветривании, не завышает. Но в штиль, плавно уходит на завышение 0,5 гр. Что меня устроило полностью.
Это при наружных температурах от -5 до +3.
В общем. Пришёл к тому, что надо его ставить с воздушным зазором 5 см. Так то последние десять лет просто прикручивал к стене. Теперь понял, что был неправ

Всем спасибо за обсуждение и изложенные опытные мнения

Как правильно установить внешний датчик метеостанции

Купил по случаю метеостанцию с функцией контроля забортной температуры.

Где закрепить датчик? Датчик пластиковый 90х60х30мм. Прямые солнечные лучи 3 часа утром и 1 час вечером. Можно закрепить прямо на кирпич, под глухой панелью — и присверлить можно, высунувшись из окна и карнизом защищён от падающих сверху предметов. Смущает одно — не будет ли вместо атмосферной, выдавать температуру кирпичной кладки? А тёплый воздух из квартиры снизу? А если закрепить на том же месте, только через дистанционные втулки? А как же прямые солнечные лучи? Может, у кого есть опыт использования игрушечных метеостанций?

Метра полтора от стены выносить надо на какой-нибудь штанге.

Герасим и Му-Му писал:
> Метра полтора от стены выносить надо на какой-нибудь штанге.

+++ Боюсь, что:
1. Случайно зимой снегом с лоджии собьют.
2. Специально с верхних этажей бутылками будут целиться :(((

> 1. Случайно зимой снегом с лоджии собьют.
> 2. Специально с верхних этажей бутылками будут целиться :(((

Нихрена себе соседи.

Но можно ведь как-то подпружинить дюралевую трубку, чтобы контакт с бутылкой не вредил.

А лоджии отапливаемые?

Герасим и Му-Му писал:
> Нихрена себе соседи.

+++ Ну, это я с себя срисовал. Честно говоря, когда был помоложе и не так чудили по пьяни.

Кстати, когда ещё в садик ходили, мой приятель, такой же маленький мальчик, сын ПОЖАРНОГО, между прочим, запускал с девятого этажа зажжённые самолётики и устроил пожар на втором этаже, как раз подомной, так что возможно фсё! :)))

> А лоджии отапливаемые?

Просто помню, что летом, в начале жары дома ещё прохладно, а осенью на улице уже холодно, батареи ещё не работают, а дома пока тепло держится. Вот и подумал, что кирпичная кладка дома вроде камней в банной печке.

Ну и даже сейчас, (ещё даже не весной, а вполне даже зимой) прямые солнечные лучи здорово греют, так, что датчик не только от кладки как-то изолировать нужно, но и от солнышка тоже.

Как бы определить, так ли влияет на показания стена, как я об этом беспокоюсь?

Обычный градусник ставят в 30 см от окна,так что полтора метра наверное перебор.

У нас на работе висит просто с подоконника на 10 см. Показывает очень точно. Проверяли спиртовыми тремя (были на складе) термометрами 🙂 Плюс две вашины с внешним датчиком. Только у нас окна на север.

Могу сфотать в понедельник.

Чуток поменьше чем у тебя датчик. Висит на простой штанге из дюралевой трубки в 10-15см от окна. Со стороны юга, от солнечных лучей прикреплён «козырёк» из . (тут прошу не хохотать). из пивной банки. Погрешность при освещении солнцем +3 гр. Зимой +- 1 гр.
п.с. да, козырёк от датчика 2-3см

Сергей Михейкин писал:
> Могу сфотать в понедельник.

+++ Не утруждайся, вроде, всё понятно.

Данная тема закрыта по истечении времени неактивности.
Для продолжения обсуждения откройте новую тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *